Глоссарий музыкальных терминов и определений


Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  ...  35  (Далее)
  Все

A

A cappella

термин, относящийся к хоровой музыке, предназначенной для исполнения без инструментального сопровождения.


A tempo

возвращение к первоначальному темпу после его изменения.


Acce Merando

ускоряя, шығарманың шапшаңдығын жылдамдату;


Ad libitum

«по желанию»: указание, позволяющее исполнителю свободно варьировать темп или фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа (или другого фрагмента нотного текста); сокращенно ad. lib.


Adagio

1) обозначение темпа: медленно (медленнее, чем анданте, но подвижнее, чем лярго); 

2) часть произведения или отдельная пьеса в данном темпе.


Adagissimo

обозначение темпа: очень медленно.


Affettuoso

обозначение выразительности: «с чувством».


Agitato

обозначение выразительности: «взволнованно».


Alla breve

обозначение тактового размера (1001911_image002.gif): быстрое исполнение двудольных метров, в которых при этом счет ведется не четвертями, а половинными нотами.


Allarando

расширяя, замедляя, шығарманың шапшаңдығын кеңейту, жайлату; 


Allargando

«расширяя». Обозначение, относящееся одновременно и к темпу (некоторое замедление), и к выразительности (подчеркивание каждого звука).


Allegretto

1) обозначение темпа: медленнее, чем allegro, и скорее, чем andante; 

2) достаточно подвижная небольшая пьеса или часть цикла.


Allegro

«весело, радостно»; 

1) обозначение темпа: скоро; 

2) пьеса в темпе аллегро, часть цикла, первая часть классического сонатно-симфонического цикла (сонатное аллегро).


Andante

1) обозначение темпа: умеренно; 

2) пьеса в темпе анданте или часть цикла.


Andantino

1) обозначение темпа: подвижнее, чем andante; 

2) небольшая пьеса в темпе andante или часть цикла.


Animato

обозначение выразительности: «одушевленно».


Anticipation

Anticipation (англ.) – 

1) звук, исполняемый чуть раньше ритмической доли, к которой он относится; 

2) исполнение одного из тонов аккорда чуть раньше, чем самого аккорда.


Arco

буквально «смычок»: указание coll'arco для исполнителей на струнных инструментах – играть смычком, а не пиццикато.


Assai

«очень»; например, adagio assai – очень медленно.


Attacca

1) указание в конце какой-либо части, предписывающее начинать следующую часть без перерыва; 

2) отчетливость, ясность, с которой берет тон солист, или точность, четкость одновременного вступления участников ансамбля, оркестра, хора.


B

Basso continuo

(также генерал-бас, цифрованный бас) – «непрерывный, общий бас»: традиция музыки эпохи барокко, в соответствии с которой нижний голос в ансамбле исполнялся мелодическим инструментом соответствующего диапазона (виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент (клавишный или лютневый) дублировал эту линию вместе с аккордами, которые обозначались в нотах условной цифровой записью, подразумевавшей элемент импровизации.


Basso ostinato

буквально «постоянный бас»: краткая музыкальная фраза в басу, повторяемая в течение всей композиции или какого-либо ее раздела, при свободном варьировании верхних голосов; в старинной музыке этот прием особенно типичен для чаконы и пассакальи.


Battery

Battery (англ.) – ударная группа в симфоническом или духовом оркестре.



Beat

Beat (англ.) – ритмическая пульсация, ритмическая акцентность.



Bel canto

стиль пения, связанный с итальянской оперой; красота звукоизвлечения и техническое совершенство преобладают в нем над драматической выразительностью.


Blue note

Blue note (англ.) – в джазе исполнение третьей или седьмой ступени в мажоре с легким понижением (термин связан с жанром блюза).


Bop

Bop (англ.) – один из джазовых стилей: связанный с небольшим ансамблем, он был популярен в конце 1940-х годов.



Burden

Burden (англ.) – рефрен или отдельное хоровое произведение, распевающееся на лишенные смысла слоги.


C

Cantus firmus

Cantus firmus (лат.) (кантус фирмус) – буквально «прочный напев»: ведущая мелодия, часто заимствованная, которая составляет основу полифонической композиции.



Cantus planus

Cantus planus (лат.) (кантус планус) – ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала.



Con brio

обозначение выразительности: «живо».


Con fuoco

обозначение выразительности: «с огнем».


Con moto

обозначение темпа и выразительности: «с движением».


Concertato

стиль, характерный для музыки эпохи барокко и подразумевающий «соревнование» групп оркестра, хоров и т.д.



Cornetto

деревянный или медный духовой инструмент эпохи позднего Возрождения и барокко, предшественник корнета; имеет конический ствол, чашеподобный мундштук, хроматический звукоряд.


Crescendo

обозначение динамики: постепенное усиление громкости. Обозначается также вилочкой 1001911_image022.gif.


D

Da capo

«с начала»; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C.


Dal segno

«начиная от знака»; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака 1001911_image012.gif; сокращенно D.S.


Decrescendo

динамическое указание: постепенное ослабление громкости. Обозначается также вилочкой 1001911_image020.gif.


Diminuendo

динамическое указание, аналогичное decrescendo.


Divisi

указание для участников ансамбля, предупреждающее о разделении партии на несколько самостоятельных голосов.


Dolce

указание выразительности: «нежно», «ласково».


Doloroso

указание выразительности: «скорбно».


G

Gebrauchsmusik

Gebrauchsmusik (нем.) – 

1) направление в музыке (преимущественно немецкой) 20 в., которое сознательно ориентировалось на исполнительские и вкусовые запросы любительского музицирования; 

2) прикладная, функциональная музыка (например, танцевальная музыка, театральная музыка, киномузыка и т.п.).



Gento

медленно, жай


Gesammtkunstwerk

Gesammtkunstwerk (нем.) – «совокупное произведение искусства»: термин, предложенный Р. Вагнером и подразумевающий единство сценического действия, музыки и художественного оформления в его музыкальной драме.



Giocoso

весело, игриво.


Glissando

исполнительский прием при игре на инструментах, заключающийся в легком скольжении пальца по струне вдоль грифа у струнных, в скольжении одного или нескольких пальцев по клавиатуре (чаще всего по белым клавишам) и т.д.


Grand opéra

Grand opéra (франц.) – «большая опера»: жанр французской оперы 19 в., отличавшийся крупными масштабами, яркой драматургией, зрелищностью.



Grave

обозначение темпа и выразительности: медленно, торжественно.


I

Idée fixe

Idée fixe (франц.) – буквально «навязчивая идея»: термин, связанный прежде всего с симфонической музыкой Г. Берлиоза и обозначающий присутствие в произведении сквозной темы, ассоциирующейся с внемузыкальными понятиями (например, тема возлюбленной в Фантастической симфонии, тема Гарольда в симфонии Гарольд в Италии).


K

Klangfarbenmelodie

Klangfarbenmelodie (нем.) – понятие, относящееся к сфере додекафонии, в частности к творчеству А. Шёнберга и его последователей: каждая нота или каждый краткий мотив в партитуре предназначаются разным инструментам.



L

L'istesso tempo

«в том же темпе»: обозначение указывает, что темп сохраняется, даже если в дальнейшем употребляются иные нотные длительности.


Larghetto

1) обозначение темпа: медленно, но несколько подвижнее, чем лярго; 

2) пьеса или часть цикла в данном темпе.


Largo

буквально «широко»: 

1) обозначение темпа; в общепринятом смысле – самый медленный темп из возможных; 

2) пьеса или часть цикла в данном темпе.


Legato

обозначение выразительности: связно, без разрывов между звуками.


Leggiero

обозначение выразительности: легко, грациозно.


Lento

обозначение темпа: медленно.


Lied

Lied (нем. «песня») – термин, относящийся к романсовой лирике немецких композиторов 19 в.



M

Ma non troppo

не слишком; 

allegro ma non troppo – не слишком быстро.


Marcato

обозначение выразительности: отчетливо, с ударением.


Mene – Mosso

менее подвижно, жайлата;


Meno

«менее»; meno mosso (мэно моссо) – обозначение темпа: спокойнее, не так быстро.


Mezza voce

вполголоса


Mezzo forte

не очень громко.


Moderato

обозначение темпа: умеренно, между andante и allegro.


Molto

очень; обозначение темпа: molto adagio – обозначение темпа: очень медленно.


Musica ficta

распространенная в эпоху позднего Средневековья и раннего Возрождения практика, следуя которой при исполнении в музыку вносились хроматические альтерации, отсутствующие в записанном нотном тексте – с целью избежать диссонантного интервала тритона или повысить VII ступень (вводный тон)


Musique concrète

Musique concrète (франц.) – одно из направлений в музыке 20 в., зародившееся во Франции: здесь в качестве основного материала используются как музыкальные, так и природные звучания, записанные на пленку и подвергающиеся затем разного рода акустическим и прочим трансформациям.


N

Non troppo

не слишком; allegro ma non troppo – обозначение темпа: не слишком быстро.


O

Obligato

1) в музыке 17 и 18 вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 

2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира.


Opus

(лат. opus, «произведение»; сокращенно – ор.): обозначение употребляется композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом) произведений данного автора.


Ostinato

многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, отдельного звука (особенно часто – в басовых голосах).


P

Patter song

(англ.) – юмористическая песня, в которой слова положены на простую мелодию, состоящую из многократного повторения одних и тех же звуков; слова при этом должны произноситься быстро и отчетливо.


Perpetuum mobile

(лат. «вечное движение»): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца.


Pesante

обозначение выразительности: тяжело.


Pianissimo

очень тихо; сокращенно: pp.


Piano

тихо; сокращенно: p.


Pitenuto

замедляя, шығарманың шапшаңдығын жайлату;


Piu

- больше; piu allegro – обозначение темпа: быстрее.


Pizzicato

щипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами.


Portamento

скользящий переход от одного звука к другому, используемый в пении и игре на струнных.


Portato

способ звукоизвлечения, между legato и staccato.


Prestissimo

обозначение темпа: исключительно быстро; быстрее, чем presto.


Presto

обозначение темпа: очень быстро.


Puu – Mosso

более подвижно, жылдамдата;


Q

Quasi

Quasi (квази) – как, подобно; quasi marcia – как марш.



Quodlibet

шуточная музыкальная пьеса, объединяющая несколько известных мелодий, часто заимствованных из народных или популярных песен.


R

Rallentando

обозначение темпа: постепенно замедляя.


Ripieno

в инструментальной музыке эпохи барокко обозначение игры всего оркестра; то же, что tutti.


Ritardando

обозначение темпа: постепенно замедляя.


Ritenuto

обозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более коротком отрезке, чем ritardando.


Rubato

гибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения, отклонения от равномерного темпа с целью достижения большей выразительности.


S

Scherzando

игриво.


Scordatura

временное изменение обычной настройки струнного инструмента.


Segue

продолжать, как раньше: указание, которое, во-первых, заменяет указание attacca (т.е. предписывает исполнять следующую часть без перерыва), а во-вторых, предписывает продолжать исполнение в той же манере, что и раньше (в этом случае чаще употребляется обозначение sempre).


Semibreve

целая нота.


Semplice

обозначение выразительности: просто.


Sempre

постоянно, всегда; sempre pianissimo – все время очень тихо.


Senza

без; senza sordino – снять сурдину.


Sforzando

внезапный акцент на звуке или аккорде; сокращенно 1001911_image036.gif.


Solo

композиция или ее фрагмент для одного исполнителя или для солиста из ансамбля, оркестра и т.д.


Sostenuto

обозначение выразительности: сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу.


Sotto voce

обозначение выразительности: «вполголоса», приглушенно.


Spiritoso

с воодушевлением.


Staccato

отрывисто: манера звукоизвлечения, при которой каждый звук как бы отделяется паузой от другого; противоположный способ звукоизвлечения – legato (легато), связно. 

Staccato обозначается точкой над нотой.


Stile rappresentativo

оперный стиль начала 17 в., основной принцип которого состоит в том, что музыкальное начало должно быть подчинено выражению драматических идей или отражать содержание текста.


Sul ponticello

буквально «на подставке»: указание исполнителю на струнном инструменте играть рядом с подставкой для извлечения более сильного, блестящего звука.


Sul tasto

буквально «на грифе»: указание исполнителю на струнном инструменте играть у грифа для извлечения более мягкого, прикрытого звука.


T

Tempus perfectum

(лат.) – обозначения трехдольного и двудольного размеров в эпохи позднего Средневековья и Возрождения.


Tenuto

выдержанно: обозначение предписывает выдерживать полную длительность ноты; иногда имеется в виду легкое превышение длительности.


Terraced dynamics

(англ.) – внезапные смены динамического уровня, типичные для музыки барокко.


Tutti

все вместе; в барочной ансамблевой музыке термин относится ко всем исполнителям, включая солирующие партии; в более поздней оркестровой музыке термин относится к разделам, исполняемым всем оркестром.


V

Vivace

обозначение темпа и выразительности: быстро, живо.


Y

Yardo

широкий, өте жай, кең, шалқыта.


А

Автентический

1) автентический каданс в мажоро-минорной системе: последовательность доминантового и тонического аккордов; 

2) в средневековой модальной системе – лад, диапазон которого строится от основного тона на октаву вверх.


Акколада

фигурная скобка, объединяющая несколько нотных станов.


Аккорд

совместное звучание нескольких связанных между собой тонов.


Аккордовая последовательность

движение аккордов в соответствии с определенными принципами.


Алеаторика

современный метод композиции, основанный на внесении элементов случайности в структуру произведения.



Аллилуйя

(древнеевр. – «хвалите Бога») – выражение, часто встречающееся в духовной музыке и псалмах; иногда – самостоятельная часть музыки в литургическом цикле;


Альбертиевы басы

аккомпанемент к мелодии, состоящий из «ломаных», «разложенных» аккордов, т.е. аккордов, в которых звуки берутся не одновременно, а по очереди. Прием типичен для клавирной музыки конца 18 в.


Альт

1) второй сверху голос в четырехголосной хоровой или инструментальной партитуре. Альт первоначально исполнялся мужским фальцетом – отсюда название, дословно значащее «высокий»; 

2) низкий женский голос, называемый часто «контральто»; 

3) инструмент, по высоте соответствующий позиции альта в партитуре – например, струнный инструмент альт, альтовый саксофон, альтовая флейта и т.д.


Амбушюр

положение губ при игре на духовых инструментах.


Английский рожок

альтовый гобой со строем на квинту ниже обычного гобоя.


Ансамбль

1) сочетание голосов или инструментов (антоним – соло); 

2) в опере – фрагмент для двух или более солистов или для солиста (солистов) с хором.


Антифон

форма, предусматривающая поочередное участие двух групп исполнителей. Термин восходит к названию одного из жанров старинного литургического пения – антифона, который исполнялся попеременно двумя хорами.


Апподжиатура

украшение или неприготовленное задержание, обычно диссонирующее по отношению к основному аккорду и разрешающееся в один из составляющих его тонов. Длинная апподжиатура приходится на сильную долю такта и разрешается на слабой доле. 

Короткая апподжиатура (итал. аccaciatura, аккачатура; в русском языке употребляется термин «форшлаг») исполняется кратко перед сильной долей (в музыке баховской эпохи – тоже кратко, но на сильную долю).


Аранжировка

(переложение, обработка) – приспособление музыкальной композиции для иного состава исполнителей, чем первоначальный (или чем предусмотренный автором).


Ариозо

небольшая ария; прилагательное «ариозный» относится к вокальному стилю более мелодически насыщенному, чем речитатив, но менее развернутому, чем ария.


Арпеджио

аккорд, в котором тона берутся не одновременно, а последовательно.


Артикуляция

способ подачи звука при игре на инструментах или пении, аналогично произношению в речевом общении.



Атональность

термин применяется к музыке, в которой отсутствует определенный тональный центр и связанные с ним соотношения созвучий.


Б

Баритон

1) мужской голос среднего регистра, между тенором и басом; 

2) инструмент из группы саксофонов с баритоновым диапазоном.


Бас

1) нижний голос инструментальной или вокальной партитуры; 

2) мужской голос низкого регистра; 

3) музыкальный инструмент низкого диапазона (например, басовая виола).


Бекар

знак (1001911_image004.gif), указывающий, что данный тон не повышается или не понижается; часто употребляется как указание на отмену ранее сделанного повышения или понижения тона в данном такте; бекар бывает только случайным знаком и никогда не ставится при ключе.


Бемоль

Бемоль (1001911_image006.gif) и дубль-бемоль (1001911_image008.gif) – знаки, указывающие на понижение звука на полутон или на два полутона, т.е. на целый тон.


Бревис

нотная длительность, преимущественно в старинной музыке: равна двум целым нотам.



В

Варьирование

прием композиции, состоящий в измененном повторении ранее изложенного материала.


Вводный тон

Вводный тон – седьмая ступень в звукорядах мажора, гармонического и мелодического (при восходящем движении) минора: здесь образуется полутон, который тяготеет к находящейся на полтона выше тонике (например, в до мажоре звук си тяготеет к вышенаходящемуся до).



Вибрато

Вибрато – легкое колебательное изменение высоты или громкости выдержанного тона с целью создания дополнительного красочного эффекта.



Виртуоз

Виртуоз исполнитель, обладающий выдающимися способностями и блестящей техникой.



Вокалдық

музыка – (вокале-дауыс деген сөз). Музыка аспабының сүйемелдеуімен немесе сүйемелдеуімен жеке әншіге, хорға арналып жазылған музыкалық шығарма.


Вокализ

1) пение на гласные звуки (упражнение); 

2) произведение для голоса (без слов) и сопровождения.


Вокальный цикл

понятие, аналогичное поэтическому циклу: группа романсов или песен, объединенная общей идеей, а также музыкальным тематизмом.


Высотность

относительная высота тона, определяемая числом колебаний в секунду.


Г

Гамма

совокупность звуков, принадлежащих к той или иной ладовой системе и расположенных в определенном порядке (обычно в поступенном восходящем или нисходящем движении – в виде гаммы). 

В повседневном употреблении термины «звукоряд» и «гамма» взаимозаменяемы, однако звукоряд не обязательно должен быть записан в форме гаммы.


Гармонический ритм

Гармонический ритм – скорость, с которой сменяют друг друга аккорды.



Гармония

1) одновременное звучание – созвучие нескольких тонов (аккорд); 

2) связи внутри аккордовых последовательностей; 

3) наука о законах соотношения аккордов; 

4) «вертикальный» (гармонический) аспект музыкальной композиции, взаимодействующий с ее «горизонтальным» (мелодическим) аспектом.


Гексахорд

диатонический звукоряд из шести тонов; используется в теории Гвидо д'Aреццо.


Гетерофония

тип полифонии, при котором одна и та же мелодия исполняется двумя и более голосами с небольшими расхождениями. Этот древний тип многоголосия характерен для ряда азиатских и африканских культур, а также для некоторых жанров русского фольклора и фольклора иных европейских народов.


Гокет

тип полифонической техники в средневековой музыке, состоящий в распределении отдельных звуков или отрезков мелодической линии по разным голосам.


Головной регистр

самый высокий регистр человеческого голоса, при его использовании резонатором служит черепная коробка.


Голос

1) звуки, производимые голосовыми связками человека; 

2) мелодическая линия либо часть фактуры данного сочинения, инструментального или вокального.


Гомофония

тип музыкального письма, при котором имеются мелодическая линия и гармоническое ее сопровождение.


Григорианское пение

литургическое монодическое (одноголосное) пение Западной христианской церкви; получило название по имени папы Римского Григория I (ок. 540–604), который упорядочил церковное пение.


Гриф

Гриф – у скрипки и подобных ей инструментов – деревянная (или пластмассовая) пластинка, над которой натянуты струны и на которой располагаются пальцы исполнителя во время игры.



Грудной звук

использование нижнего регистра голоса, когда резонатором для извлекаемого звука служит грудная клетка.


Группетто

тип мелизма (украшения) в вокальной или инструментальной музыке, состоящий в окружении, опевании основного тона снизу и сверху: например, при основном тоне до группетто будет иметь вид ре – до – си – до. Обозначается как 1001911_image010.gif.



Д

Дауыс биіктігі

әншінің дауыс желбезектерінің бір секунд көлеміндегі тербеліс жиілігімен (амплитудасы) анықталады. Дауыс тембрі (әуезділігі) дыбыс желбезектерінің тербелісі нәтижесінде обутондармен байытылуы барысындағы әрленуі.


Дауыс күші

дыбыс желбезектерінің амплитудасы, яғни тербеніс қозғалысының қорқындылық кеңдігі.


Двойная трель

одновременная трель на двух высотных уровнях.


Двойной метр

метр, для которого типичны два основных ударения в такте – более сильное и более слабое. 

Например, в размере 6/8 два ударения: на первую восьмую – сильное, на четвертую – слабое.


Двойной язычок

техника звукоизвлечения на некоторых духовых инструментах (например, на трубе, валторне, флейте), при которой удвоенные звуки извлекаются быстрым движением языка исполнителя (подобно быстрому произнесению звуков «т-к»).


Двойные ноты

одновременное сочетание двух или более звуков на струнных смычковых инструментах (например, на скрипке).


Джаз

один из музыкальных стилей 20 в., возникший в США; для джаза характерны большая роль импровизационного начала и сложность ритмики.


Диапазон

1) в средневековой теории музыки – октава; 

2) название одной из флейтовых труб органа; 

3) объем звучания голоса, инструмента и т.д.


Диатоника

семитоновый звукоряд в пределах октавы, не имеющий альтерированных тонов.


Диез

Диез (1001911_image014.gif) и дубль-диез (1001911_image016.gif) – знаки, указывающие на повышение тона полутон или на два полутона, т.е. на целый тон.


Динамические обозначения

слова (например, forte), буквенные сокращения (например, 1001911_image018.gifили p) и условные значки (например, вилочки), указывающие на динамический уровень исполнения и его изменения.


Дискант

1) вид многоголосия 12–15 вв.; 

2) самый высокий голос в хоре или в группе инструментов.


Диссонанс

нестройное, неслитное звучание двух и более тонов. Диссонанс часто разрешается в консонанс. Диссонас, как и консонанс – исторически изменяющееся понятие.


Добавочные линейки

короткие линейки, которые помещаются выше или ниже нотного стана для обозначения звуков, находящихся выше или ниже диапазона, охватываемого нотным станом.


Доминанта

пятая ступень мажорного или минорного звукоряда (например, соль в до мажоре).


Дыбыс

әуеннің ең бір кішкене белгісі.

Әнші дауыстары ерлер дауысы, әйелдер дауысы, балалар дауысы және әліңішпе дауыстар, жуан, төменгі дауыстар болып бөлінеді.



Е

Екпін, темп (жылдамдық, шапшаңдық)

музыкалық шығарманың ойналу жылдамдығын желісі.


З

Задержание

один или несколько звуков аккорда, которые тянутся в то время, как другие голоса переходят в новый аккорд; задержания обычно диссонируют с новым аккордом и потом разрешаются в него.


Затакт

один или несколько звуков в начале фразы, которые записываются перед первой тактовой чертой сочинения. Затакт всегда приходится на слабую долю и предшествует сильной доле первого полного такта.


Звукопись

прямая ассоциативная связь музыки с текстом в вокальной музыке; например, восходящее гаммообразное движение на слова «и восшел на небеса».


И

Идиофон

инструмент, в котором источником звука является вибрирующий корпус (например, гонг, треугольник).


Имитация

повторение музыкальной мысли, точное или несколько измененное, в разных голосах полифонической фактуры.


Импрессионизм

художественное движение в изобразительных искусствах и в музыке, возникшее в конце 19 в.; для него типично обращение прежде всего к чувствам, а не к интеллекту, стремление к красочности, к воплощению мимолетных впечатлений, к одухотворенной пейзажности. В музыке наиболее яркий представитель импрессионизма – К.Дебюсси, а также авторы, испытавшие влияние его стиля.


Импровизация

искусство спонтанного создания или интерпретации музыки (в отличие от точного следования заранее записанному тексту).


Инверсия

1) в мелодическом смысле изложение мотива или темы в обратном движении: например, вместо до – ре – ми ѕ ми – ре – до

 2) в гармоническом смысле построение того или иного аккорда не от первой (нижней) ступени, а от какой-либо иной: например, первым обращением трезвучия до – ми – соль является секстаккорд ми – соль – до.


Инструментовка

искусство распределения голосов музыкальной фактуры между участниками ансамбля


Интервал

музыкальное и математическое (акустическое) расстояние между двумя тонами. Интервалы могут быть мелодическими, когда тона берутся поочередно, и гармоническими, когда тона звучат одновременно.


Интонация

1) степень относительной акустической точности, с которой звуки воспроизводятся солистом или ансамблем (вокальным или инструментальным); 

2) начальный мелодический мотив средневековых формул псалмодирования (исполнения псалмов мелодическим речитативом).


К

Кабалетта

1) небольшая виртуозная оперная ария; 

2) заключительный быстрый раздел оперной арии.


Каватина

короткая лирическая ария песенного типа.


Каданс

завершающая музыкальную фразу гармоническая последовательность. 

Основные типы каданса – автентический (доминанта – тоника), плагальный (субдоминанта – тоника).


Каденция

Каденция – в инструментальном концерте для солиста с оркестром – виртуозный сольный раздел, обычно помещающийся ближе к завершению части; каденции иногда сочинялись композиторами, но часто предоставлялись на усмотрение исполнителя.



Камерная музыка

Камерная музыка – инструментальная или вокальная ансамблевая музыка, предназначенная для исполнения главным образом в небольших залах. Распространенным камерно-инструментальным жанром является струнный квартет.



Кантабиле

певучий, связный стиль исполнения.


Кантата

(латын тілінен аударғанда Kantate - өлең айту). Ең басында аспаптық сүйемелдеу жалғыз дауысты айтылатын пьеса түрінде пайда болады. ХҮ – ХҮІ ғ.ғ. басқа еуропалықтар сияқты италияда кәсіби музыкалық қалыпта, үлкен полифониялық стильде дамыды. Контатада операдан кейін дамып кең ауқымды тарала бастады. Ол өзіндік ерекшелігімен қалыбы жағынан арниялық, мінезі жағынан речитативтік жағынан операға жақын болады.

ХҮІ ғ. Аяғында Флоренцияда композиторлар мен әншілердің қауымдастығы мен көркем үйірме ашылып, өнердің көне түрін қалпына келтіруге үлкен жұмыс жасады. ХҮІІ ғ. Италия контантаның маңызы, бөліктері махаббат лирикасымен ерекшеленеді. Кантата жанры пайда болғаннан кейін оның жаңа түрлері пайда бола бастады. Мысалы, рухани кантатада.

Кантата кең қанат жайды. Көбінесе Германия мен Англияда хор кантаталары көп тарады. Кантата немістің атақты композиторы И.С.Бахтың мәдени шығармашылық өте жоғары орын алады. Бах шіркеудің жанынан кеңсе ашып, кұдайға сыйына отырып әуен шығарады. Осылайша Бахтың 300-ге жуық кантатасы жарық көреді. Олар философиялық, лирикалық, рухани, комедиялық кантата болды. Бахтың кантаталарының тақырыбы терең ойлы және халықтың үміті мен күресі қайғы – қасіреті жайында болады.



Кантилена

вокальная или инструментальная мелодия лирического, певучего характера.


Кастрат

Кастрат – мужской голос, сопрано или альт, использовавшийся в итальянской опере, преимущественно эпохи барокко.



Квартет

Квартет – струнный квартет: ансамбль из двух скрипок, альта и виолончели; фортепианный квартет: ансамбль из скрипки, альта, виолончели и фортепиано.



Квартоль

Квартоль – деление ритмической доли на четыре равные части.



Квинтет

Квинтет – струнный квинтет: ансамбль, обычно состоящий из двух скрипок, двух альтов и виолончели. Некоторые произведения Боккерини и Шуберта написаны для двух скрипок, альта и двух виолончелей; фортепианный квинтет: ансамбль, состоящий из струнного квартета (две скрипки, альт, виолончель) и фортепиано; квинтет Форель Шуберта представляет собой редкое исключение из правила, так как он написан скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано.



Квинтоль

Квинтоль – деление ритмической доли на пять равных частей.



Клавесин

Клавесин – струнный клавишный инструмент 16–18 вв., в котором при нажатии клавиш маленькие плектры зацепляют струны.



Клавикорд

Клавикорд – небольшой клавишный инструмент эпох Возрождения и барокко, в котором маленькие металлические штифты при нажатии клавиш ударяли по струнам, производя негромкий, нежный звук.



Клавир

Клавир – общее название струнных клавишных инструментов (клавикорд, клавесин, фортепиано и т.д.).



Кластер

Кластер – диссонантное созвучие, состоящее из нескольких прилегающих друг к другу звуков.



Ключ

1) основной звукоряд той или иной композиции, именующийся по его главному устою – тонике и обозначаемый знаками при ключе; 

2) знак в начале нотного стана, определяющий высотное положение последующей нотной записи (например, басовый, скрипичный, альтовый и т.п.); 

3) приспособление в некоторых клавишных и духовых инструментах для настройки инструмента.



Ключевые знаки

бемоли и диезы, выставляемые в начале каждого нотного стана, на котором записывается музыка, и указывающие на тональность: например, один диез при ключе относится к тональностям соль мажор и ми минор, один бемоль обозначает тональности фа мажор и ре минор


Кода

заключительный раздел музыкальной композиции, иногда развивающий заключительный каданс. Кода способствует завершенности сочинения; в некоторых случаях в ней достигается его главная кульминация.


Колоратура

виртуозный стиль пения, обычно включающий быстрые гаммы, арпеджио, украшения; как правило, колоратура связана с высоким, легким сопрано, особенно в опере.


Консонанс

созвучие, согласное звучание двух и более тонов; концепции консонанса различны в музыке разных эпох и стилей.


Контральто

Контральто – самый низкий по регистру женский голос.



Контрапункт

тип музыкального письма, при котором голоса (два и более) движутся с относительной самостоятельностью.


Контрафагот

Контрафагот – большой фагот, играющий на октаву ниже обычного фагота.



Контртенор

Контртенор – очень высокий мужской голос (выше тенора).



Концертино

Концертино – в барочном инструментальном концерте (concerto grosso) группа солистов, обычно две виолы и basso continuo.



Концертмейстер

1) первая скрипка в оркестре: этот исполнитель играет сольные фрагменты партитуры и при необходимости заменяет дирижера; 

2) музыкант, возглавляющий группу инструментов оркестра; 

3) пианист, разучивающий произведение (партию) с вокалистами, инструменталистами, артистами балета и выступающий с ними на концертах.


Л

Лад

тұрақты және тұрақсыз дыбыстардың үндесеінен пайда болған дыбыс қатары.


Лады

1) звукоряды типа мажора или минора; 

2) в Средневековье система диатонических («по белым клавишам») модусов (ладов, звукорядов), ведущая свое происхождение от древнегреческих ладов и составляющая основу средневекового церковного пения и развившихся на его основе жанров; в связи с этим средневековые модусы нередко называются церковными ладами. Каждый средневековый модус имеет диапазон октавы и может быть представлен в двух формах – автентической и плагальной. Четыре основные автентические модусы – дорийский от ре, фригийский от ми, лидийский от фа и миксолидийский от соль. У параллельных им плагальных модусов тот же основной тон, но диапазон обычно на кварту ниже. В эпоху Возрождения к описанным модусам были добавлены: эолийский лад от ля и ионийский лад от до с соответствующими плагальными формами.


Лейтмотив

в операх Рихарда Вагнера (и у других авторов, пользующихся лейтмотивной техникой в произведениях разных жанров) – мелодический, ритмический, гармонический мотив, ассоциирующийся с персонажем, предметом, временем и местом действия, а также с определенными эмоциями и отвлеченными идеями


Либретто

текст оперы и оратории, часто в стихотворной форме.


лига

изогнутая линия под или над нотами, которая связывает их во фразу; если лига соединяет две ноты одной высоты, то вторая нота не исполняется, а ее длительность присоединяется к длительности первой ноты.


Лирическая опера

термин, относящийся к французской опере 19 в. и обозначающий разновидность жанра, находящуюся как бы между «большой оперой» (grand opéra) и «комической оперой» (opéra comique).


Лютня

струнный щипковый инструмент.


М

Мадригал

1) светский вокальный двух- или трехголосный жанр в итальянской музыке 14 в.; 

2) светская многоголосная хоровая пьеса в Италии и Англии в 16 и начале 17 вв.


Мажор и минор

термины употребляются: 

1) для обозначения качества определенных интервалов (секунд, терций, секст, септим) – например, может быть две терции: мажорная, или большая (до – ми) и минорная, или малая (до – ми-бемоль), т.е. мажорный интервал на полутон шире, чем соответствующий минорный; 

2) для обозначения двух основных типов трезвучий и построенных на них аккордов: трезвучие, первым интервалом которого является мажорная терция – мажорное (до – ми – соль), трезвучие с минорной терцией в основе – минорное (до – ми-бемоль – соль)

3) для обозначения двух наиболее распространенных звукорядов в европейской музыке после 1700 – мажорного (с большой терцией между I и III ступенями) и минорного (с малой терцией между I и III ступенями). Мажорный звукоряд от ноты до имеет вид: до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до. Минорный звукоряд имеет три формы: натуральный минор, в котором полутоновые соотношения образуются между II и III и между V и VI ступенями, а также гармонический и мелодический миноры, в которых изменяются (альтерируются) VI и VII ступени


Мажорлық лад

ашық, көңілді, салтанатты сезімді білдіреді.


Мануал

клавиатура; в русском языке обычно относится к клавиатурам органа и клавесина.


Медианта

III ступень звукоряда: например, ми в до мажоре.


Мелизмы

1) мелодические отрывки или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. Мелизматический стиль характерен для старинного церковного пения разных традиций (византийского, григорианского, древнерусского и т.д.); 

 2) небольшие мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке, обозначаемые особыми условными знаками или мелкими нотами.


Мелкая нота

нота (или группа нот), записывающаяся более мелко, чем остальные.

 Такая запись может иметь два значения: 

1) в музыке, созданной до 19 в., а иногда и позже, «мелкая нота» представляла собой украшение, не имеющее собственной ритмической длительности, а заимствующее, «отнимающее» ее из последующей длительности; в русском языке в этом случае употребляется заимствованный термин «форшлаг»; 

2) в музыке 19 в., особенно в сочинениях Листа, Шопена и Антона Рубинштейна, серии «мелких нот» часто употребляются в каденциях и подобных им по стилю фразах, причем пассаж в целом имеет некоторую обозначенную протяженность (например, такт или два такта и т.д.), а длительность каждой из «мелких нот» определяется исполнителем (обычно такие пассажи исполняются rubato, т.е. «свободно»).


Мелодия

музыкальная мысль, выраженная одноголосно и имеющая определенный высотный и ритмический контур.


Метр

ритмическая форма, состоящая из чередования ударных и безударных (сильных и более слабых) долей, подобно стопе в поэзии. Основные типы: двудольный метр (с одной ударной и одной безударной долей в такте) и трехдольный метр (с одной ударной и двумя безударными долями в такте).


Метра и размера обозначения

метр обычно обозначается двумя цифрами, выставляемыми в начале нотной записи: верхняя цифра показывает количество долей в такте, нижняя – ритмическую единицу счета. Так, размер 2/4 показывает, что такт имеет две доли, каждая по четверти.


Метроном

механический прибор для определения темпа произведения, изобретен в 19 в.


Меццо-сопрано

женский голос средней высоты, между сопрано и контральто.


Микротон

интервал меньше, чем полутон (в темперированном строе).


Минимализм

музыкальный стиль второй половины 20 в., основанный на длительном повторении, возможно, с небольшими изменениями, весьма лаконичного музыкального материала.


Минорлық лад

жұмсақ, мұңды,ұяң, ой туғызады. Лад башқыштары жетеу болады.


Модальность

способ звуковысотной организации, в основе которого лежит принцип звукоряда – в отличие от тонального мажоро-минорного принципа. 

Термин применяется к старинной церковной монодической музыке разных традиций, а также к восточным и фольклорным культурам (в этом случае термину «модальность» может соответствовать термин «ладовость»).


Модуляция

в мажоро-минорной системе смена тональности.


Монодия

1) сольное или одноголосное хоровое пение без аккомпанемента; 

2) стиль итальянской музыки начала 17 в., для которого типично преобладание мелодии над простым аккордовым сопровождением.


Мордент

украшение (мелизм), обозначаемое как 1001911_image024.gif(1001911_image026.gif) или 1001911_image028.gif(1001911_image030.gif) и состоящее в быстром движении на одну ступень вверх или вниз и немедленном возвращении; возможен также двойной мордент вверх и вниз.


Мотив

краткая мелодико-ритмическая фигура, наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы произведения.


Н

Настройка

процесс корректирования высоты звука на разных инструментах (например, на струнных или на фортепиано), при котором звук обретает высотность, свойственную данной системе темперации, и звучание данного инструмента согласуется со строем других инструментов.


Неаккордовый звук

звук, не входящий в состав данного аккорда, но звучащий вместе с ним.


Невматический стиль

в средневековом искусстве способ вокального письма, при котором на каждый слог текста приходится несколько тонов – в отличие от силлабического стиля, где каждому слогу соответствует один тон, и мелизматического стиля, где каждому слогу соответствует более протяженный распев.


Невмы

знаки старинных нотаций, подобные иероглифам; невма может означать как один тон, так и достаточно длинное мелодическое построение. Древнерусские невмы называются крюками.


Неоклассицизм

одно из направлений в музыке 20 в., для которого типично использование переосмысленных в современном духе жанров, форм, мелодических моделей и т.д. эпохи барокко и классицизма.


Нота

графическое обозначение музыкального звука, а также сам звук.


Нотный стан

совокупность пяти горизонтальных линеек в нотном письме.


О

Обертоны

призвуки, входящие в спектр звука, производимого колеблющимся предметом, вибратором (например, струной или столбом воздуха), и располагающиеся выше основного тона. 

Обертоны образуются в результате колебания частей вибратора (его половины, трети, четверти и т.д.), каждый из них имеет собственную высоту. 

Таким образом, звук, издаваемый вибратором, является сложным и состоит из основного тона и набора обертонов.


Октава

интервал между двумя звуками, отношение частот которых 1: 2.


Октет

ансамбль из восьми исполнителей, а также камерно-инструментальное произведение для этого состава.


Оратория

қуатты католик шіркеуі әлсіреп тұрған кезде католиктер өздерінің дінін қалпына келтіру үшін әр түрлі шаралар қолдана бастады. 16 ғасырда Рим шіркеушілері халықты бибилия оқуға тарта бастады. Бос уақыттарында шіркеуден тыс бір ерекше жерлерде, яғни «ораторияларда» библия оқып отырып ерекше бір сарынмен рухты жандандыратын әуендер шығарған. Сондықтан бұл шіркеу әндерін оратория деп атап кеткен.


Органный пункт

выдержанный в басу звук (или несколько звуков), на фоне которого свободно движутся другие голоса; этот прием часто применяется в органной музыке, в классическом стиле органные пункты обычно появляются перед заключительным кадансом.


Органум

форма ранней западной полифонии (с 9 в.), в которой используются мелодии, заимствованные из церковной монодии.


Орфоэпия

грек тілінде «огfоc» - дұрыс, «eроэ» - сөз.


Основной тон

главный (чаще всего нижний) звук в рамках данной группы звуков (интервалов, аккордов, ладов и т.д.).


П

Пандиатоника

стиль гармонического письма, в котором диатонические созвучия употребляются свободно, часто вне правил традиционной гармонии.


Параллельное движение

восходящее или нисходящее параллельное движение двух и более голосов, при котором между этими голосами сохраняется одно и то же интервальное расстояние (например, движение параллельными терциями или паралелльными квартами).


Параллельные аккорды

восходящее или нисходящее движение аккордов одинаковой или похожей структуры, без разрешений, предписанных традиционной гармонией.


Параллельные мажор и минор

мажор и минор, имеющие одни и те же ключевые знаки и отстоящие друг от друга на малую терцию (например, до мажор и ля минор).


Пауза

термин употребляется для обозначения как собственно паузы – перерыва в звучании, так и знаков, ее предписывающих.


Пентатоника

пятиступенные лады; основной тип – бесполутоновая пентатоника («по черным клавишам»); подобные лады часто встречаются в музыке Дальнего Востока, они типичны и для ряда европейских фольклорных традиций, в частности русской.


Перекрестный ритм

одновременное использование в разных голосах разных метров (ритмических рисунков), например двудольного и трехдольного.


Перечение

близкое соседство (или одновременное звучание) в партитуре какого-либо тона и его же альтерированной формы – например, си и си-бемоль. В некоторых стилях перечения категорически запрещены.


Плагальный

1) в музыке, опирающейся на мажоро-минорную систему, каданс, в котором субдоминантовый аккорд разрешается в тонику (ход от IV к I ступени, или от трезвучия фа – ля – до к трезвучию до – ми – соль в до мажоре); 

2) в средневековом церковном пении – лад, находящийся на кварту ниже соответствующего автентического лада и имеющий общий с ним основной тон.


Полимодальность

одновременное использование в произведении нескольких (например, мажорного и минорного) звукорядов (ладов).


Полиритмия

одновременное использование отчетливо контрастных ритмических рисунков в разных голосах.


Политональность

одновременное звучание двух и более тональностей.


Полифония

склад письма, предполагающий самостоятельное движение каждого из двух или более голосов.


Полутон

половина тона, или 1/12 октавы.

Постлюдия

инструментальная пьеса, исполняемая после окончания службы в западной христианской церкви (обычно на органе), а также самостоятельная инструментальная или оркестровая пьеса, напоминающая «послесловие».


Примадонна

ведущая исполнительница женских партий в оперном театре.


Программная музыка

инструментальная и оркестровая музыка, связанная с воплощением заимствованных из внемузыкальной сферы идей (литература, живопись, явления природы и т.д.). 

Название происходит от программы – текста, которым композиторы часто сопровождали произведения этого типа.


Проходящий звук

звук, не входящий в структуру аккорда, а линейно связывающий два консонантных созвучия (обычно появляется на слабой доле такта).


Псалмовые тоны

относительно простые мелодические формулы – модели, по которым исполнялись в средневековой западной христианской церкви псалмы и другие богослужебные тексты.


Пунктирный ритм

ритмический рисунок, образующийся увеличением доли на половину длительности за счет уменьшения вдвое следующей более слабой доли. 

 Обозначается точкой справа от ноты.


Р

Разработка

развитие музыкальной идеи путем вычленения фрагментов тем, изменения тональностей тем, их расширения, разного рода сочетаний между собой и т.д. 

Разработкой называется также второй, развивающий раздел сонатной формы (сонатного аллегро).


Разрешение

движение от диссонанса к консонансу.


Ракоход

возвратное, от конца до начала, движение темы.


Распев

система монодической вокальной музыки, в основном церковного пения разных конфессий.


Регистр

дауыс диапозонының дыбыс қатарының өзінің дыбыс бояуымен ерекшеленуі

группа органных труб, создающих определенный тембр; 

определенный участок диапазона голоса или инструмента, имеющий отчетливые колористические и тембровые качества (например, «головной регистр» – фальцет).


Резонатор

дыбысты маңғыртып күшейтуші қызмет атқаратын мүше, немесе күшейткіш орынды, аумақ


Реприза

заключительный раздел сочинения в сонатной форме, где вновь проходят темы экспозиции; репризой называют и повторение музыкального материала в заключительном разделе разных форм – например, трехчастной.


Респонсорий

песнопение Западной церкви, в котором чередуются пение солиста и хоровой рефрен; определение «респонсорный» может относиться к подобному приему в музыке разных стилей.


Рефрен

1) в форме типа рондо – неизменяемый музыкальный материал, появляющийся после контрастных разделов; 

2) припев – вторая, неизменяемая половина куплета в куплетной форме (например, в песне).


Ритм

временная организация музыки; конкретно – последовательность длительностей звуков.


Ритурнель

буквально «возвращение». В ранней опере термин относился к повторным возвращениям мелодии (типа рефрена); в барочном концерте ритурнелем называлось периодическое возвращение вариантов первой темы, которые исполнялись всем оркестром (в отличие от промежуточных разделов, исполнявшихся солирующими инструментами).


Рококо

стиль искусства первой половины 18 в., в том числе музыки; для рококо характерно обилие орнаментальных мотивов, прихотливость линий.


Романс

испан тілінен алынған. Орта ғасырда Испанияда жергілікті роман тілінде айтылатын лирикалық әндер пайда болып, ХҮІ ғасырдан бастап  «романс» жанр болып тұрақталып, басқа европалық елдерге тарайды. ХҮІІІ – ХІХ ғасырларда романс деген сөз мағынасы кеңейіп, жеке дауысқа арналған, музыкалық сүйемелеумен жазылған күрделі де кең екпінді шығармалардың қатарына енеді.


Ряд

основная структура в додекафонии (технике 12-тоновой композиции); в чистом виде серия представляет собой 12 неповторяющихся звуков, которые появляются в порядке, определенном композитором; на практике серия может состоять из разного числа неповторяющихся звуков.


С

Свинг

стиль танцевальной джазовой музыки для оркестра типа биг-бенд, популярный в конце 1930-х и начале 1940-х годов.


Связка

фрагмент второстепенного содержания, часто модулирующий, который служит переходом от одного раздела музыкальной формы к другому.


Секвенция

повторение мотива или фразы на другом высотном уровне.


Секстет

ансамбль из шести исполнителей или сочинение для этого состава.


Секстоль

деление ритмической доли на шесть равных частей.


Септет

ансамбль из семи исполнителей (у каждого своя партия) или сочинение для этого состава.


Сериализм

техника композиции, при которой в качестве основы используется набор неповторяющихся звуков (классический вариант – 12 звуков, но может быть и меньше) и все сочинение состоит из непрерывного повторения этого набора – серии или нескольких серий; по тому же принципу организуются ритм, динамика, тембр и т.д. 

Простейший, исходный вариант сериальности – додекафония, в которой учитывается только звуковысотный фактор.


Силлабический

стиль вокального письма, при котором на один слог приходится один звук (без внутрислоговых распевов).


Сильная доля

основное метрическое ударение в такте, обычно на первой его доле.


Синкопа

перенос акцента с ударной доли на безударную.


Синтезатор

электронный музыкальный инструмент.


Скерцо

пьеса или часть цикла в быстром темпе.


Склад

тип взаимодействия голосов в музыкальной ткани. 

Основные типы: монодия (одноголосие); полифония, или контрапункт (несколько свободно взаимодействующих линий); гомофония (мелодия с аккомпанементом).


Случайные знаки

знаки, употребляющиеся для указания на повышение или понижение тона. 

Знак диез (1001911_image014.gif) дает повышение на полутон; знак бемоль (1001911_image006.gif) – понижение на полутон. 

Знак дубль-диез (1001911_image016.gif) повышает звук на два полутона, знак дубль-бемоль (1001911_image008.gif) – понижает на два полутона. 

Знак бекар (1001911_image004.gif) отменяет предыдущий случайный знак. 

Случайный знак действителен для той ноты, перед которой он выставлен, и для всех ее повторений в границах данного такта.


Сольмизация

система слогового наименования нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.


Сольфеджио

1) вокальные упражнения, поющиеся на гласные или на слоги; 

2) одна из дисциплин музыкально-теоретического курса.


Сопрано

лирикалық, драмалық және лирика – драмалық болып жіктелетін әйелдердің жіңішке дауысы.

верхняя партия в хоровой партитуре; 

самый высокий по регистру женский голос (или голос мальчика); 

разновидность некоторых инструментов – например, сопрановый саксофон.


Составной двудольный метр

метр (размер), для которого характера группировка метрических долей по три (6/4 или 6/8).


Составной трехдольный метр

метр (размер), для которого характерны три группы по три метрические доли в каждой (9/6 или 9/8).


Соул

один из стилей американской популярной музыки, имеющий в основе негритянские фольклор и духовное пение.


Спинет

в 17 и 18 вв. разновидность клавесина небольшого размера, а также маленькое пианино.


Стретта

1) в фуге, особенно в ее заключительном разделе, – изложение полифонической темы в виде простой или канонической имитации, при котором имитирующий голос вступает до окончания темы в начинающем голосе; 

2) ускорение темпа действия и темпа музыки в финалах итальянских опер.


Субдоминанта

буквально «ниже доминанты»: IV ступень в мажоре или миноре (например, фа в до мажоре).


Субмедианта

буквально «ниже медианты»: VI ступень в мажоре или миноре (например, ля в до мажоре).


Сурдина

приспособление, позволяющее приглушить, смягчить звучание некоторых инструментов.


Т

Табулатура

распространенные в эпохи Возрождения и барокко системы нотации для таких инструментов, как орган, клавесин, лютня и гитара; в табулатурах используется не пятилинейная нотация, а разнообразные знаки – цифры, буквы и т.д.


Такт

единица музыкального метра, которая образуется из чередования разных по силе ударений и начинается с самого сильного из них. Такты отделяются друг от друга вертикальной линией на нотном стане.


Театральная музыка

музыка для исполнения по ходу представления драматической пьесы; в 19 в. обычно сочинялись увертюра и антракты.


Тема

основная мелодическая мысль произведения; часто термин употребляется для обозначения главной темы фуги и других полифонических произведения, а также главной партии в сонатной форме.


Тембр

специфическая окраска, характерная для того или иного голоса или инструмента.


Темп

скорость движения в музыке.


Темперация

выравнивание интервальных соотношений в музыкальном строе, при котором некоторые интервалы отличаются от их чистых акустических величин. 

Ныне наиболее распространена так называемая равномерная темперация, при которой октава делится на 12 равных полутонов. Характерное для второй половины 20 в. движение к возрождению старинной музыки привело к возрождению разных способов темперации принадлежащих эпохам Возрождения, барокко, классицизма и т.д.).


Тенор

лирикалық және драмалық болып бөлінетін, ерлердің әліңішпе дауысы. Тенордың дауысдиапозоны 1 октаваның ре – кейде кіші октаваның «ми» дыбысы мен 2 октаваның «ре», «ми» дыбыстары аралығын қамтиды.

Бас және баритон ерлердің жуан дауыстары. Борибоның диапозоны үлкен октаваның «ЛЯ» және І октаваның «ФА», «СОЛЬ» дыбыстары, ал бас дауысының диапазоны үлкен октаваның «МИ» және І октаваның «ФА» дыбыстарының ауқымын алады. Бас дауыстылардың контроктаваның «СОЛЬ» және кіші октаваның «СИ», «СИ» «СИ-БЕМОЛЬ» дыбыстарының аралығында еркін ән сала алатындар ең төменгі жуан дауыстылар «бас неофунде» немесе октавиеттер деп аталады.

вторая снизу партия в четырехголосном письме;
высокий мужской голос;
разновидность инструментов соответствующего регистра – например, теноровый саксофон;
в средневековой полифонии тенором назывался голос, в котором крупными длительностями излагалась основная (часто заимствованная) тема композиции (cantus firmus).

Тесное расположение

расположение аккорда, при котором составляющие его тона находятся в максимальной близости друг от друга.


Тесситура

основной диапазон голоса или инструмента (без самых крайних регистров).


Тетрахорд

четырехступенный звукоряд в диапазоне кварты.


Тон

1) единичный звук определенной высоты и продолжительности; 

2) интервал, состоящий из двух полутонов (например, большая секунда до – ре).


Тональность

1) высотное положение лада – например, до мажор; 

2) система высотных связей, централизованных вокруг основного созвучия – тоники. 

Термин «тональность» употребляется как антоним термина «модальность», связанного с иными, чем классические мажор и минор, ладами.


Тоника

основной устой лада или тональности, выраженный в форме одного звука (например, до в до мажоре) или аккорда (например, трезвучие до – ми – соль в до мажоре).


Транскрипция

приспособление произведения для другого инструмента или для другого состава исполнителей, чем в оригинале, – например, транскрипция хорового произведения для инструментального ансамбля. 

Транскрипцией может называться и переработка произведения для того же, что в оригинале, инструмента – например, с целью придания ему большей виртуозности.


Транспозиция

перенос целого произведения или его фрагмента в другую тональность.


Трезвучие

аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, например до – ми – соль.


Трель

очень быстрое чередование двух рядом расположенных звуков; сокращенно записывается: tr.


Тремоло

быстрое многократное повторение тона, иногда в диапазоне двух ступеней, иногда на одном высотном уровне.


Трехдольный метр

размер, для которого типично наличие в каждом такте (3/4, 3/2) одного сильного удара и двух слабых.


Трио

струнное трио: ансамбль из скрипки, альта и виолончели; фортепианное трио: ансамбль из фортепиано, скрипка и виолончель.


Триоль

деление ритмической доли на три равные части.


Тритон

интервал, состоящий из трех целых тонов и образующийся в диатоническом звукоряде между IV и VII ступенями; в Средневековье тритон считался запрещенным интервалом.


Тройной язычок

техника звукоизвлечения на некоторых духовых инструментах (труба, валторна, флейта), аналогичная двойному язычку, но подобная произнесению звуков «т-к-т» в быстрых триольных пассажах.


Трубадур

в Южной Франции 12 и 13 вв. придворный поэт-музыкант.


Трувер

в Северной Франции 12 и 13 вв. придворный поэт-музыкант.


У

Увеличение

изложение мотива или темы при их повторении более крупными длительностями.


Украшения

одна нота или группа нот, которые записываются мелким шрифтом и прибавляются к основной мелодии с целью ее «расцвечивания», «украшения».


Уменьшение

сокращение, обычно вполовину, длительностей при повторении мотива или темы.


Унисон

1) теоретически – нулевой интервал, расстояние между двумя тонами одинаковой высоты; 

2) практически – исполнение звука или мелодии всеми исполнителями на одной высоте.


Ф

Фонема

тілдегі сөздің мағнасын және сөздің тұлғалық көріністің түрлендіруге себеп болатын тіл дыбыстары


Ы

Ырғақ

дыбыстардың әр түрлі ұзақтық ара қатынасы.


Ә

Ән

үнділік, көркемдік қасиеттері бар әуеннен құралады



Страница:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  ...  35  (Далее)
  Все