Аллилуйя(древнеевр. – «хвалите Бога») – выражение, часто встречающееся в
духовной музыке и псалмах; иногда – самостоятельная часть музыки в
литургическом цикле; |
Альбертиевы басыаккомпанемент к мелодии, состоящий из «ломаных», «разложенных» аккордов,
т.е. аккордов, в которых звуки берутся не одновременно, а по очереди.
Прием типичен для клавирной музыки конца 18 в. |
Альт1) второй сверху голос в четырехголосной хоровой или инструментальной партитуре. Альт первоначально исполнялся мужским фальцетом – отсюда название, дословно значащее «высокий»; 2) низкий женский голос, называемый часто «контральто»; 3) инструмент, по высоте соответствующий
позиции альта в партитуре – например, струнный инструмент альт, альтовый
саксофон, альтовая флейта и т.д. |
Амбушюрположение губ при игре на духовых инструментах. |
Английский рожокальтовый гобой со строем на квинту ниже обычного гобоя. |
Ансамбль1) сочетание голосов или инструментов (антоним – соло); 2) в опере –
фрагмент для двух или более солистов или для солиста (солистов) с хором. |
Антифонформа, предусматривающая поочередное участие двух групп исполнителей.
Термин восходит к названию одного из жанров старинного литургического
пения – антифона, который исполнялся попеременно двумя хорами. |
Апподжиатураукрашение или неприготовленное задержание, обычно диссонирующее по отношению к основному аккорду и разрешающееся в один из составляющих его тонов. Длинная апподжиатура приходится на сильную долю такта и разрешается на слабой доле. Короткая апподжиатура (итал. аccaciatura,
аккачатура; в русском языке употребляется термин «форшлаг») исполняется
кратко перед сильной долей (в музыке баховской эпохи – тоже кратко, но
на сильную долю). |
Аранжировка(переложение, обработка) – приспособление музыкальной композиции для
иного состава исполнителей, чем первоначальный (или чем предусмотренный
автором). |
Ариозонебольшая ария; прилагательное «ариозный» относится к вокальному стилю
более мелодически насыщенному, чем речитатив, но менее развернутому, чем
ария. |