Мадригал1) светский вокальный двух- или трехголосный жанр в итальянской музыке 14 в.; 2) светская многоголосная хоровая пьеса в Италии и Англии в 16 и
начале 17 вв. |
Мажор и минортермины употребляются: 1) для обозначения качества определенных интервалов (секунд, терций, секст, септим) – например, может быть две терции: мажорная, или большая (до – ми) и минорная, или малая (до – ми-бемоль), т.е. мажорный интервал на полутон шире, чем соответствующий минорный; 2) для обозначения двух основных типов трезвучий и построенных на них аккордов: трезвучие, первым интервалом которого является мажорная терция – мажорное (до – ми – соль), трезвучие с минорной терцией в основе – минорное (до – ми-бемоль – соль); 3)
для обозначения двух наиболее распространенных звукорядов в европейской
музыке после 1700 – мажорного (с большой терцией между I и III
ступенями) и минорного (с малой терцией между I и III ступенями).
Мажорный звукоряд от ноты до имеет вид: до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.
Минорный звукоряд имеет три формы: натуральный минор, в котором
полутоновые соотношения образуются между II и III и между V и VI
ступенями, а также гармонический и мелодический миноры, в которых
изменяются (альтерируются) VI и VII ступени |
Мажорлық ладашық, көңілді, салтанатты сезімді білдіреді. |
Мануалклавиатура; в русском языке обычно относится к клавиатурам органа и клавесина. |
МедиантаIII ступень звукоряда: например, ми в до мажоре. |
Мелизмы1) мелодические отрывки или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. Мелизматический стиль характерен для старинного церковного пения разных традиций (византийского, григорианского, древнерусского и т.д.); 2) небольшие мелодические украшения в вокальной и инструментальной
музыке, обозначаемые особыми условными знаками или мелкими нотами. |
Мелкая нотанота (или группа нот), записывающаяся более мелко, чем остальные. Такая запись может иметь два значения: 1) в музыке, созданной до 19 в., а иногда и позже, «мелкая нота» представляла собой украшение, не имеющее собственной ритмической длительности, а заимствующее, «отнимающее» ее из последующей длительности; в русском языке в этом случае употребляется заимствованный термин «форшлаг»; 2) в музыке 19 в., особенно в
сочинениях Листа, Шопена и Антона Рубинштейна, серии «мелких нот» часто
употребляются в каденциях и подобных им по стилю фразах, причем пассаж в
целом имеет некоторую обозначенную протяженность (например, такт или
два такта и т.д.), а длительность каждой из «мелких нот» определяется
исполнителем (обычно такие пассажи исполняются rubato, т.е. «свободно»). |
Мелодиямузыкальная мысль, выраженная одноголосно и имеющая определенный высотный и ритмический контур. |
Метрритмическая форма, состоящая из чередования ударных и безударных
(сильных и более слабых) долей, подобно стопе в поэзии. Основные типы:
двудольный метр (с одной ударной и одной безударной долей в такте) и
трехдольный метр (с одной ударной и двумя безударными долями в такте). |
Метра и размера обозначенияметр обычно обозначается двумя цифрами, выставляемыми в начале нотной
записи: верхняя цифра показывает количество долей в такте, нижняя –
ритмическую единицу счета. Так, размер 2/4 показывает, что такт имеет
две доли, каждая по четверти. |