Четверг, 9 Май 2024, 17:58
Сайт: Сайт дистанционного образования ДМШ №3 акимата г. Астана
Курс: Сайт дистанционного образования ДМШ №3 акимата г. Астана (Сайт дистанционного образования ДМШ №3 акимата г. Астана)
Глоссарий: Глоссарий музыкальных терминов и определений
П

Пандиатоника

стиль гармонического письма, в котором диатонические созвучия употребляются свободно, часто вне правил традиционной гармонии.

Параллельное движение

восходящее или нисходящее параллельное движение двух и более голосов, при котором между этими голосами сохраняется одно и то же интервальное расстояние (например, движение параллельными терциями или паралелльными квартами).

Параллельные аккорды

восходящее или нисходящее движение аккордов одинаковой или похожей структуры, без разрешений, предписанных традиционной гармонией.

Параллельные мажор и минор

мажор и минор, имеющие одни и те же ключевые знаки и отстоящие друг от друга на малую терцию (например, до мажор и ля минор).

Пауза

термин употребляется для обозначения как собственно паузы – перерыва в звучании, так и знаков, ее предписывающих.

Пентатоника

пятиступенные лады; основной тип – бесполутоновая пентатоника («по черным клавишам»); подобные лады часто встречаются в музыке Дальнего Востока, они типичны и для ряда европейских фольклорных традиций, в частности русской.

Перекрестный ритм

одновременное использование в разных голосах разных метров (ритмических рисунков), например двудольного и трехдольного.

Перечение

близкое соседство (или одновременное звучание) в партитуре какого-либо тона и его же альтерированной формы – например, си и си-бемоль. В некоторых стилях перечения категорически запрещены.

Плагальный

1) в музыке, опирающейся на мажоро-минорную систему, каданс, в котором субдоминантовый аккорд разрешается в тонику (ход от IV к I ступени, или от трезвучия фа – ля – до к трезвучию до – ми – соль в до мажоре); 

2) в средневековом церковном пении – лад, находящийся на кварту ниже соответствующего автентического лада и имеющий общий с ним основной тон.

Полимодальность

одновременное использование в произведении нескольких (например, мажорного и минорного) звукорядов (ладов).