A cappellaтермин, относящийся к хоровой музыке, предназначенной для исполнения без инструментального сопровождения. |
A tempoвозвращение к первоначальному темпу после его изменения. |
Acce Merandoускоряя, шығарманың шапшаңдығын жылдамдату; |
Ad libitum«по желанию»: указание, позволяющее исполнителю свободно варьировать
темп или фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа (или
другого фрагмента нотного текста); сокращенно ad. lib. |
Adagio1) обозначение темпа: медленно (медленнее, чем анданте, но подвижнее, чем лярго); 2) часть произведения или отдельная пьеса в данном темпе. |
Adagissimoобозначение темпа: очень медленно. |
Affettuosoобозначение выразительности: «с чувством». |
Agitatoобозначение выразительности: «взволнованно». |
Alla breve |
Allarandoрасширяя, замедляя, шығарманың шапшаңдығын кеңейту, жайлату; |
Allargando«расширяя». Обозначение, относящееся одновременно и к темпу (некоторое
замедление), и к выразительности (подчеркивание каждого звука). |
Allegretto1) обозначение темпа: медленнее, чем allegro, и скорее, чем andante; 2) достаточно подвижная небольшая пьеса или часть цикла. |
Allegro«весело, радостно»; 1) обозначение темпа: скоро; 2) пьеса в темпе
аллегро, часть цикла, первая часть классического сонатно-симфонического
цикла (сонатное аллегро). |
Andante1) обозначение темпа: умеренно; 2) пьеса в темпе анданте или часть цикла. |
Andantino1) обозначение темпа: подвижнее, чем andante; 2) небольшая пьеса в темпе andante или часть цикла. |
Animatoобозначение выразительности: «одушевленно». |
AnticipationAnticipation (англ.) – 1) звук, исполняемый чуть раньше ритмической доли, к которой он относится; 2) исполнение одного из тонов аккорда чуть раньше, чем
самого аккорда. |
Arcoбуквально «смычок»: указание coll'arco для исполнителей на струнных инструментах – играть смычком, а не пиццикато. |
Assai«очень»; например, adagio assai – очень медленно. |
Attacca1) указание в конце какой-либо части, предписывающее начинать следующую часть без перерыва; 2) отчетливость, ясность, с которой берет тон
солист, или точность, четкость одновременного вступления участников
ансамбля, оркестра, хора. |
Basso continuo(также генерал-бас, цифрованный бас) – «непрерывный, общий бас»:
традиция музыки эпохи барокко, в соответствии с которой нижний голос в
ансамбле исполнялся мелодическим инструментом соответствующего диапазона
(виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент
(клавишный или лютневый) дублировал эту линию вместе с аккордами,
которые обозначались в нотах условной цифровой записью, подразумевавшей
элемент импровизации. |
Basso ostinatoбуквально «постоянный бас»: краткая музыкальная фраза в басу,
повторяемая в течение всей композиции или какого-либо ее раздела, при
свободном варьировании верхних голосов; в старинной музыке этот прием
особенно типичен для чаконы и пассакальи. |
BatteryBattery (англ.) – ударная группа в симфоническом или духовом оркестре. |
BeatBeat (англ.) – ритмическая пульсация, ритмическая акцентность. |
Bel cantoстиль пения, связанный с итальянской оперой; красота звукоизвлечения и
техническое совершенство преобладают в нем над драматической
выразительностью. |
Blue noteBlue note (англ.) – в джазе исполнение третьей или седьмой ступени в мажоре с легким понижением (термин связан с жанром блюза). |
BopBop (англ.) – один из джазовых стилей: связанный с небольшим ансамблем, он был популярен в конце 1940-х годов. |
BurdenBurden (англ.) – рефрен или отдельное хоровое произведение, распевающееся на лишенные смысла слоги. |
Cantus firmusCantus firmus (лат.) (кантус фирмус) – буквально «прочный напев»: ведущая мелодия, часто заимствованная, которая составляет основу полифонической композиции. |
Cantus planusCantus planus (лат.) (кантус планус) – ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала. |
Con brioобозначение выразительности: «живо». |
Con fuocoобозначение выразительности: «с огнем». |
Con motoобозначение темпа и выразительности: «с движением». |
Concertatoстиль, характерный для музыки эпохи барокко и подразумевающий «соревнование» групп оркестра, хоров и т.д. |
Cornettoдеревянный или медный духовой инструмент эпохи позднего Возрождения и
барокко, предшественник корнета; имеет конический ствол, чашеподобный
мундштук, хроматический звукоряд. |
Crescendoобозначение динамики: постепенное усиление громкости. Обозначается также вилочкой . |
Da capo«с начала»; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C. |
Dal segno«начиная от знака»; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака ; сокращенно D.S. |
Decrescendo |
Diminuendoдинамическое указание, аналогичное decrescendo. |
Divisiуказание для участников ансамбля, предупреждающее о разделении партии на несколько самостоятельных голосов. |
Dolceуказание выразительности: «нежно», «ласково». |
Dolorosoуказание выразительности: «скорбно». |
GebrauchsmusikGebrauchsmusik (нем.) – 1) направление в музыке (преимущественно немецкой) 20 в., которое сознательно ориентировалось на исполнительские и вкусовые запросы любительского музицирования; 2) прикладная, функциональная музыка (например, танцевальная музыка, театральная музыка, киномузыка и т.п.). |
Gentoмедленно, жай |
GesammtkunstwerkGesammtkunstwerk (нем.) – «совокупное произведение искусства»: термин, предложенный Р. Вагнером и подразумевающий единство сценического действия, музыки и художественного оформления в его музыкальной драме. |
Giocosoвесело, игриво. |
Glissandoисполнительский прием при игре на инструментах, заключающийся в легком
скольжении пальца по струне вдоль грифа у струнных, в скольжении одного
или нескольких пальцев по клавиатуре (чаще всего по белым клавишам) и
т.д. |
Grand opéraGrand opéra (франц.) – «большая опера»: жанр французской оперы 19 в., отличавшийся крупными масштабами, яркой драматургией, зрелищностью. |
Graveобозначение темпа и выразительности: медленно, торжественно. |
Idée fixeIdée fixe (франц.) – буквально «навязчивая идея»: термин,
связанный прежде всего с симфонической музыкой Г. Берлиоза и
обозначающий присутствие в произведении сквозной темы, ассоциирующейся с
внемузыкальными понятиями (например, тема возлюбленной в Фантастической симфонии, тема Гарольда в симфонии Гарольд в Италии). |
KlangfarbenmelodieKlangfarbenmelodie (нем.) – понятие, относящееся к сфере додекафонии, в частности к творчеству А. Шёнберга и его последователей: каждая нота или каждый краткий мотив в партитуре предназначаются разным инструментам. |
L'istesso tempo«в том же темпе»: обозначение указывает, что темп сохраняется, даже если в дальнейшем употребляются иные нотные длительности. |
Larghetto1) обозначение темпа: медленно, но несколько подвижнее, чем лярго; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе. |
Largoбуквально «широко»: 1) обозначение темпа; в общепринятом смысле – самый медленный темп из возможных; 2) пьеса или
часть цикла в данном темпе. |
Legatoобозначение выразительности: связно, без разрывов между звуками. |
Leggieroобозначение выразительности: легко, грациозно. |
Lentoобозначение темпа: медленно. |
LiedLied (нем. «песня») – термин, относящийся к романсовой лирике немецких композиторов 19 в. |
Ma non troppoне слишком; allegro ma non troppo – не слишком быстро. |
Marcatoобозначение выразительности: отчетливо, с ударением. |
Mene – Mossoменее подвижно, жайлата; |
Meno«менее»; meno mosso (мэно моссо) – обозначение темпа: спокойнее, не так быстро. |
Mezza voceвполголоса |
Mezzo forteне очень громко. |
Moderatoобозначение темпа: умеренно, между andante и allegro. |
Moltoочень; обозначение темпа: molto adagio – обозначение темпа: очень медленно. |
Musica fictaраспространенная в эпоху позднего Средневековья и раннего Возрождения
практика, следуя которой при исполнении в музыку вносились хроматические
альтерации, отсутствующие в записанном нотном тексте – с целью избежать
диссонантного интервала тритона или повысить VII ступень (вводный тон) |
Musique concrèteMusique concrète (франц.) – одно из направлений в музыке 20 в.,
зародившееся во Франции: здесь в качестве основного материала
используются как музыкальные, так и природные звучания, записанные на
пленку и подвергающиеся затем разного рода акустическим и прочим
трансформациям. |
Non troppoне слишком; allegro ma non troppo – обозначение темпа: не слишком быстро. |
Obligato1) в музыке 17 и 18 вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном
произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира. |
Opus(лат. opus, «произведение»; сокращенно – ор.): обозначение употребляется
композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому
номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом)
произведений данного автора. |
Ostinatoмногократное повторение мелодической или ритмической фигуры,
гармонического оборота, отдельного звука (особенно часто – в басовых
голосах). |
Patter song(англ.) – юмористическая песня, в которой слова положены на простую
мелодию, состоящую из многократного повторения одних и тех же звуков;
слова при этом должны произноситься быстро и отчетливо. |
Perpetuum mobile(лат. «вечное движение»): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца. |
Pesanteобозначение выразительности: тяжело. |
Pianissimoочень тихо; сокращенно: pp. |
Pianoтихо; сокращенно: p. |
Pitenutoзамедляя, шығарманың шапшаңдығын жайлату; |
Piu- больше; piu allegro – обозначение темпа: быстрее. |
Pizzicatoщипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами. |
Portamentoскользящий переход от одного звука к другому, используемый в пении и игре на струнных. |
Portatoспособ звукоизвлечения, между legato и staccato. |
Prestissimoобозначение темпа: исключительно быстро; быстрее, чем presto. |
Prestoобозначение темпа: очень быстро. |
Puu – Mossoболее подвижно, жылдамдата; |
QuasiQuasi (квази) – как, подобно; quasi marcia – как марш. |
Quodlibetшуточная музыкальная пьеса, объединяющая несколько известных мелодий, часто заимствованных из народных или популярных песен. |
Rallentandoобозначение темпа: постепенно замедляя. |
Ripienoв инструментальной музыке эпохи барокко обозначение игры всего оркестра; то же, что tutti. |
Ritardandoобозначение темпа: постепенно замедляя. |
Ritenutoобозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более коротком отрезке, чем ritardando. |
Rubatoгибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения, отклонения от
равномерного темпа с целью достижения большей выразительности. |
Scherzandoигриво. |
Scordaturaвременное изменение обычной настройки струнного инструмента. |
Segueпродолжать, как раньше: указание, которое, во-первых, заменяет указание
attacca (т.е. предписывает исполнять следующую часть без перерыва), а
во-вторых, предписывает продолжать исполнение в той же манере, что и
раньше (в этом случае чаще употребляется обозначение sempre). |
Semibreveцелая нота. |
Sempliceобозначение выразительности: просто. |
Sempreпостоянно, всегда; sempre pianissimo – все время очень тихо. |
Senzaбез; senza sordino – снять сурдину. |
Sforzando |
Soloкомпозиция или ее фрагмент для одного исполнителя или для солиста из ансамбля, оркестра и т.д. |
Sostenutoобозначение выразительности: сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу. |
Sotto voceобозначение выразительности: «вполголоса», приглушенно. |
Spiritosoс воодушевлением. |
Staccatoотрывисто: манера звукоизвлечения, при которой каждый звук как бы отделяется паузой от другого; противоположный способ звукоизвлечения – legato (легато), связно. Staccato обозначается точкой над нотой. |
Stile rappresentativoоперный стиль начала 17 в., основной принцип которого состоит в том, что
музыкальное начало должно быть подчинено выражению драматических идей
или отражать содержание текста. |
Sul ponticelloбуквально «на подставке»: указание исполнителю на струнном инструменте
играть рядом с подставкой для извлечения более сильного, блестящего
звука. |
Sul tastoбуквально «на грифе»: указание исполнителю на струнном инструменте
играть у грифа для извлечения более мягкого, прикрытого звука. |
Tempus perfectum(лат.) – обозначения трехдольного и двудольного размеров в эпохи позднего Средневековья и Возрождения. |
Tenutoвыдержанно: обозначение предписывает выдерживать полную длительность ноты; иногда имеется в виду легкое превышение длительности. |
Terraced dynamics(англ.) – внезапные смены динамического уровня, типичные для музыки барокко. |
Tuttiвсе вместе; в барочной ансамблевой музыке термин относится ко всем
исполнителям, включая солирующие партии; в более поздней оркестровой
музыке термин относится к разделам, исполняемым всем оркестром. |
Vivaceобозначение темпа и выразительности: быстро, живо. |
Yardoширокий, өте жай, кең, шалқыта. |
Ырғақдыбыстардың әр түрлі ұзақтық ара қатынасы. |
Әнүнділік, көркемдік қасиеттері бар әуеннен құралады |