Idée fixeIdée fixe (франц.) – буквально «навязчивая идея»: термин,
связанный прежде всего с симфонической музыкой Г. Берлиоза и
обозначающий присутствие в произведении сквозной темы, ассоциирующейся с
внемузыкальными понятиями (например, тема возлюбленной в Фантастической симфонии, тема Гарольда в симфонии Гарольд в Италии). |
KlangfarbenmelodieKlangfarbenmelodie (нем.) – понятие, относящееся к сфере додекафонии, в частности к творчеству А. Шёнберга и его последователей: каждая нота или каждый краткий мотив в партитуре предназначаются разным инструментам. |
L'istesso tempo«в том же темпе»: обозначение указывает, что темп сохраняется, даже если в дальнейшем употребляются иные нотные длительности. |
Larghetto1) обозначение темпа: медленно, но несколько подвижнее, чем лярго; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе. |
Largoбуквально «широко»: 1) обозначение темпа; в общепринятом смысле – самый медленный темп из возможных; 2) пьеса или
часть цикла в данном темпе. |
Legatoобозначение выразительности: связно, без разрывов между звуками. |
Leggieroобозначение выразительности: легко, грациозно. |
Lentoобозначение темпа: медленно. |
LiedLied (нем. «песня») – термин, относящийся к романсовой лирике немецких композиторов 19 в. |
Ma non troppoне слишком; allegro ma non troppo – не слишком быстро. |
Marcatoобозначение выразительности: отчетливо, с ударением. |
Mene – Mossoменее подвижно, жайлата; |
Meno«менее»; meno mosso (мэно моссо) – обозначение темпа: спокойнее, не так быстро. |
Mezza voceвполголоса |
Mezzo forteне очень громко. |
Moderatoобозначение темпа: умеренно, между andante и allegro. |
Moltoочень; обозначение темпа: molto adagio – обозначение темпа: очень медленно. |
Musica fictaраспространенная в эпоху позднего Средневековья и раннего Возрождения
практика, следуя которой при исполнении в музыку вносились хроматические
альтерации, отсутствующие в записанном нотном тексте – с целью избежать
диссонантного интервала тритона или повысить VII ступень (вводный тон) |
Musique concrèteMusique concrète (франц.) – одно из направлений в музыке 20 в.,
зародившееся во Франции: здесь в качестве основного материала
используются как музыкальные, так и природные звучания, записанные на
пленку и подвергающиеся затем разного рода акустическим и прочим
трансформациям. |
Non troppoне слишком; allegro ma non troppo – обозначение темпа: не слишком быстро. |
Obligato1) в музыке 17 и 18 вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном
произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира. |
Opus(лат. opus, «произведение»; сокращенно – ор.): обозначение употребляется
композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому
номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом)
произведений данного автора. |
Ostinatoмногократное повторение мелодической или ритмической фигуры,
гармонического оборота, отдельного звука (особенно часто – в басовых
голосах). |
Patter song(англ.) – юмористическая песня, в которой слова положены на простую
мелодию, состоящую из многократного повторения одних и тех же звуков;
слова при этом должны произноситься быстро и отчетливо. |
Perpetuum mobile(лат. «вечное движение»): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца. |
Pesanteобозначение выразительности: тяжело. |
Pianissimoочень тихо; сокращенно: pp. |
Pianoтихо; сокращенно: p. |
Pitenutoзамедляя, шығарманың шапшаңдығын жайлату; |
Piu- больше; piu allegro – обозначение темпа: быстрее. |
Pizzicatoщипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами. |
Portamentoскользящий переход от одного звука к другому, используемый в пении и игре на струнных. |
Portatoспособ звукоизвлечения, между legato и staccato. |
Prestissimoобозначение темпа: исключительно быстро; быстрее, чем presto. |
Prestoобозначение темпа: очень быстро. |
Puu – Mossoболее подвижно, жылдамдата; |
QuasiQuasi (квази) – как, подобно; quasi marcia – как марш. |
Quodlibetшуточная музыкальная пьеса, объединяющая несколько известных мелодий, часто заимствованных из народных или популярных песен. |
Rallentandoобозначение темпа: постепенно замедляя. |
Ripienoв инструментальной музыке эпохи барокко обозначение игры всего оркестра; то же, что tutti. |
Ritardandoобозначение темпа: постепенно замедляя. |
Ritenutoобозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более коротком отрезке, чем ritardando. |
Rubatoгибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения, отклонения от
равномерного темпа с целью достижения большей выразительности. |
Scherzandoигриво. |
Scordaturaвременное изменение обычной настройки струнного инструмента. |
Segueпродолжать, как раньше: указание, которое, во-первых, заменяет указание
attacca (т.е. предписывает исполнять следующую часть без перерыва), а
во-вторых, предписывает продолжать исполнение в той же манере, что и
раньше (в этом случае чаще употребляется обозначение sempre). |
Semibreveцелая нота. |
Sempliceобозначение выразительности: просто. |
Sempreпостоянно, всегда; sempre pianissimo – все время очень тихо. |
Senzaбез; senza sordino – снять сурдину. |
Sforzando |
Soloкомпозиция или ее фрагмент для одного исполнителя или для солиста из ансамбля, оркестра и т.д. |
Sostenutoобозначение выразительности: сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу. |
Sotto voceобозначение выразительности: «вполголоса», приглушенно. |
Spiritosoс воодушевлением. |
Staccatoотрывисто: манера звукоизвлечения, при которой каждый звук как бы отделяется паузой от другого; противоположный способ звукоизвлечения – legato (легато), связно. Staccato обозначается точкой над нотой. |
Stile rappresentativoоперный стиль начала 17 в., основной принцип которого состоит в том, что
музыкальное начало должно быть подчинено выражению драматических идей
или отражать содержание текста. |
Sul ponticelloбуквально «на подставке»: указание исполнителю на струнном инструменте
играть рядом с подставкой для извлечения более сильного, блестящего
звука. |
Sul tastoбуквально «на грифе»: указание исполнителю на струнном инструменте
играть у грифа для извлечения более мягкого, прикрытого звука. |
Tempus perfectum(лат.) – обозначения трехдольного и двудольного размеров в эпохи позднего Средневековья и Возрождения. |
Tenutoвыдержанно: обозначение предписывает выдерживать полную длительность ноты; иногда имеется в виду легкое превышение длительности. |
Terraced dynamics(англ.) – внезапные смены динамического уровня, типичные для музыки барокко. |
Tuttiвсе вместе; в барочной ансамблевой музыке термин относится ко всем
исполнителям, включая солирующие партии; в более поздней оркестровой
музыке термин относится к разделам, исполняемым всем оркестром. |
Vivaceобозначение темпа и выразительности: быстро, живо. |
Yardoширокий, өте жай, кең, шалқыта. |
Автентический1) автентический каданс в мажоро-минорной системе: последовательность доминантового и тонического аккордов; 2) в средневековой модальной
системе – лад, диапазон которого строится от основного тона на октаву
вверх. |
Акколадафигурная скобка, объединяющая несколько нотных станов. |
Аккордсовместное звучание нескольких связанных между собой тонов. |
Аккордовая последовательностьдвижение аккордов в соответствии с определенными принципами. |
Алеаторикасовременный метод композиции, основанный на внесении элементов случайности в структуру произведения. |
Аллилуйя(древнеевр. – «хвалите Бога») – выражение, часто встречающееся в
духовной музыке и псалмах; иногда – самостоятельная часть музыки в
литургическом цикле; |
Альбертиевы басыаккомпанемент к мелодии, состоящий из «ломаных», «разложенных» аккордов,
т.е. аккордов, в которых звуки берутся не одновременно, а по очереди.
Прием типичен для клавирной музыки конца 18 в. |
Альт1) второй сверху голос в четырехголосной хоровой или инструментальной партитуре. Альт первоначально исполнялся мужским фальцетом – отсюда название, дословно значащее «высокий»; 2) низкий женский голос, называемый часто «контральто»; 3) инструмент, по высоте соответствующий
позиции альта в партитуре – например, струнный инструмент альт, альтовый
саксофон, альтовая флейта и т.д. |
Амбушюрположение губ при игре на духовых инструментах. |
Английский рожокальтовый гобой со строем на квинту ниже обычного гобоя. |
Ансамбль1) сочетание голосов или инструментов (антоним – соло); 2) в опере –
фрагмент для двух или более солистов или для солиста (солистов) с хором. |
Антифонформа, предусматривающая поочередное участие двух групп исполнителей.
Термин восходит к названию одного из жанров старинного литургического
пения – антифона, который исполнялся попеременно двумя хорами. |
Апподжиатураукрашение или неприготовленное задержание, обычно диссонирующее по отношению к основному аккорду и разрешающееся в один из составляющих его тонов. Длинная апподжиатура приходится на сильную долю такта и разрешается на слабой доле. Короткая апподжиатура (итал. аccaciatura,
аккачатура; в русском языке употребляется термин «форшлаг») исполняется
кратко перед сильной долей (в музыке баховской эпохи – тоже кратко, но
на сильную долю). |
Аранжировка(переложение, обработка) – приспособление музыкальной композиции для
иного состава исполнителей, чем первоначальный (или чем предусмотренный
автором). |
Ариозонебольшая ария; прилагательное «ариозный» относится к вокальному стилю
более мелодически насыщенному, чем речитатив, но менее развернутому, чем
ария. |
Арпеджиоаккорд, в котором тона берутся не одновременно, а последовательно. |
Артикуляцияспособ подачи звука при игре на инструментах или пении, аналогично произношению в речевом общении. |
Атональностьтермин применяется к музыке, в которой отсутствует определенный тональный центр и связанные с ним соотношения созвучий. |
Баритон1) мужской голос среднего регистра, между тенором и басом; 2) инструмент из группы саксофонов с баритоновым диапазоном. |
Бас1) нижний голос инструментальной или вокальной партитуры; 2) мужской голос низкого регистра; 3) музыкальный инструмент низкого диапазона
(например, басовая виола). |
Бекар |
Бемоль |
Бревиснотная длительность, преимущественно в старинной музыке: равна двум целым нотам. |
Варьированиеприем композиции, состоящий в измененном повторении ранее изложенного материала. |
Вводный тонВводный тон – седьмая ступень в звукорядах мажора, гармонического и мелодического (при восходящем движении) минора: здесь образуется полутон, который тяготеет к находящейся на полтона выше тонике (например, в до мажоре звук си тяготеет к вышенаходящемуся до). |
ВибратоВибрато – легкое колебательное изменение высоты или громкости выдержанного тона с целью создания дополнительного красочного эффекта. |
ВиртуозВиртуоз – исполнитель, обладающий выдающимися способностями и блестящей техникой. |
Вокалдықмузыка – (вокале-дауыс деген сөз). Музыка аспабының сүйемелдеуімен
немесе сүйемелдеуімен жеке әншіге, хорға арналып жазылған музыкалық
шығарма. |
Вокализ1) пение на гласные звуки (упражнение); 2) произведение для голоса (без слов) и сопровождения. |
Вокальный циклпонятие, аналогичное поэтическому циклу: группа романсов или песен, объединенная общей идеей, а также музыкальным тематизмом. |
Высотностьотносительная высота тона, определяемая числом колебаний в секунду. |
Гаммасовокупность звуков, принадлежащих к той или иной ладовой системе и расположенных в определенном порядке (обычно в поступенном восходящем или нисходящем движении – в виде гаммы). В повседневном употреблении
термины «звукоряд» и «гамма» взаимозаменяемы, однако звукоряд не
обязательно должен быть записан в форме гаммы. |
Гармонический ритмГармонический ритм – скорость, с которой сменяют друг друга аккорды. |
Гармония1) одновременное звучание – созвучие нескольких тонов (аккорд); 2) связи внутри аккордовых последовательностей; 3) наука о законах соотношения аккордов; 4) «вертикальный» (гармонический) аспект музыкальной
композиции, взаимодействующий с ее «горизонтальным» (мелодическим)
аспектом. |
Гексахорддиатонический звукоряд из шести тонов; используется в теории Гвидо д'Aреццо. |
Гетерофониятип полифонии, при котором одна и та же мелодия исполняется двумя и
более голосами с небольшими расхождениями. Этот древний тип многоголосия
характерен для ряда азиатских и африканских культур, а также для
некоторых жанров русского фольклора и фольклора иных европейских
народов. |
Гокеттип полифонической техники в средневековой музыке, состоящий в
распределении отдельных звуков или отрезков мелодической линии по разным
голосам. |
Головной регистрсамый высокий регистр человеческого голоса, при его использовании резонатором служит черепная коробка. |
Голос1) звуки, производимые голосовыми связками человека; 2) мелодическая
линия либо часть фактуры данного сочинения, инструментального или
вокального. |
Гомофониятип музыкального письма, при котором имеются мелодическая линия и гармоническое ее сопровождение. |
Григорианское пениелитургическое монодическое (одноголосное) пение Западной христианской
церкви; получило название по имени папы Римского Григория I (ок.
540–604), который упорядочил церковное пение. |
ГрифГриф – у скрипки и подобных ей инструментов – деревянная (или пластмассовая) пластинка, над которой натянуты струны и на которой располагаются пальцы исполнителя во время игры. |
Грудной звукиспользование нижнего регистра голоса, когда резонатором для извлекаемого звука служит грудная клетка. |
Группетто |
Дауыс биіктігіәншінің дауыс желбезектерінің бір секунд көлеміндегі тербеліс жиілігімен
(амплитудасы) анықталады. Дауыс тембрі (әуезділігі) дыбыс
желбезектерінің тербелісі нәтижесінде обутондармен байытылуы барысындағы
әрленуі. |
Дауыс күшідыбыс желбезектерінің амплитудасы, яғни тербеніс қозғалысының қорқындылық кеңдігі. |
Двойная трельодновременная трель на двух высотных уровнях. |
Двойной метрметр, для которого типичны два основных ударения в такте – более сильное и более слабое. Например, в размере 6/8 два ударения: на первую восьмую
– сильное, на четвертую – слабое. |
Двойной язычоктехника звукоизвлечения на некоторых духовых инструментах (например, на
трубе, валторне, флейте), при которой удвоенные звуки извлекаются
быстрым движением языка исполнителя (подобно быстрому произнесению
звуков «т-к»). |
Двойные нотыодновременное сочетание двух или более звуков на струнных смычковых инструментах (например, на скрипке). |
Джазодин из музыкальных стилей 20 в., возникший в США; для джаза характерны
большая роль импровизационного начала и сложность ритмики. |
Диапазон1) в средневековой теории музыки – октава; 2) название одной из флейтовых труб органа; 3) объем звучания голоса, инструмента и т.д. |
Диатоникасемитоновый звукоряд в пределах октавы, не имеющий альтерированных тонов. |
Диез |
Динамические обозначения |
Дискант1) вид многоголосия 12–15 вв.; 2) самый высокий голос в хоре или в
группе инструментов. |
Диссонанснестройное, неслитное звучание двух и более тонов. Диссонанс часто
разрешается в консонанс. Диссонас, как и консонанс – исторически
изменяющееся понятие. |
Добавочные линейкикороткие линейки, которые помещаются выше или ниже нотного стана для
обозначения звуков, находящихся выше или ниже диапазона, охватываемого
нотным станом. |
Доминантапятая ступень мажорного или минорного звукоряда (например, соль в до мажоре). |
Дыбысәуеннің ең бір кішкене белгісі. Әнші дауыстары ерлер дауысы, әйелдер дауысы, балалар дауысы және әліңішпе дауыстар, жуан, төменгі дауыстар болып бөлінеді. |
Екпін, темп (жылдамдық, шапшаңдық)музыкалық шығарманың ойналу жылдамдығын желісі. |
Задержаниеодин или несколько звуков аккорда, которые тянутся в то время, как
другие голоса переходят в новый аккорд; задержания обычно диссонируют с
новым аккордом и потом разрешаются в него. |
Затактодин или несколько звуков в начале фразы, которые записываются перед
первой тактовой чертой сочинения. Затакт всегда приходится на слабую
долю и предшествует сильной доле первого полного такта. |
Звукописьпрямая ассоциативная связь музыки с текстом в вокальной музыке;
например, восходящее гаммообразное движение на слова «и восшел на
небеса». |
Идиофонинструмент, в котором источником звука является вибрирующий корпус (например, гонг, треугольник). |
Имитацияповторение музыкальной мысли, точное или несколько измененное, в разных голосах полифонической фактуры. |
Импрессионизмхудожественное движение в изобразительных искусствах и в музыке,
возникшее в конце 19 в.; для него типично обращение прежде всего к
чувствам, а не к интеллекту, стремление к красочности, к воплощению
мимолетных впечатлений, к одухотворенной пейзажности. В музыке наиболее
яркий представитель импрессионизма – К.Дебюсси, а также авторы,
испытавшие влияние его стиля. |
Импровизацияискусство спонтанного создания или интерпретации музыки (в отличие от точного следования заранее записанному тексту). |
Инверсия1) в мелодическом смысле изложение мотива или темы в обратном движении: например, вместо до – ре – ми ѕ ми – ре – до; 2) в гармоническом смысле построение того или иного аккорда не от
первой (нижней) ступени, а от какой-либо иной: например, первым
обращением трезвучия до – ми – соль является секстаккорд ми – соль – до. |
Инструментовкаискусство распределения голосов музыкальной фактуры между участниками ансамбля |
Интервалмузыкальное и математическое (акустическое) расстояние между двумя
тонами. Интервалы могут быть мелодическими, когда тона берутся
поочередно, и гармоническими, когда тона звучат одновременно. |
Интонация1) степень относительной акустической точности, с которой звуки воспроизводятся солистом или ансамблем (вокальным или инструментальным); 2) начальный мелодический мотив средневековых формул псалмодирования
(исполнения псалмов мелодическим речитативом). |
Кабалетта1) небольшая виртуозная оперная ария; 2) заключительный быстрый раздел оперной арии. |
Каватинакороткая лирическая ария песенного типа. |
Кадансзавершающая музыкальную фразу гармоническая последовательность. Основные
типы каданса – автентический (доминанта – тоника), плагальный
(субдоминанта – тоника). |
КаденцияКаденция – в инструментальном концерте для солиста с оркестром – виртуозный сольный раздел, обычно помещающийся ближе к завершению части; каденции иногда сочинялись композиторами, но часто предоставлялись на усмотрение исполнителя. |
Камерная музыкаКамерная музыка – инструментальная или вокальная ансамблевая музыка, предназначенная для исполнения главным образом в небольших залах. Распространенным камерно-инструментальным жанром является струнный квартет. |
Кантабилепевучий, связный стиль исполнения. |
Кантата(латын тілінен аударғанда Kantate - өлең айту). Ең басында аспаптық сүйемелдеу жалғыз дауысты айтылатын пьеса түрінде пайда болады. ХҮ – ХҮІ ғ.ғ. басқа еуропалықтар сияқты италияда кәсіби музыкалық қалыпта, үлкен полифониялық стильде дамыды. Контатада операдан кейін дамып кең ауқымды тарала бастады. Ол өзіндік ерекшелігімен қалыбы жағынан арниялық, мінезі жағынан речитативтік жағынан операға жақын болады. ХҮІ ғ. Аяғында Флоренцияда композиторлар мен әншілердің қауымдастығы мен көркем үйірме ашылып, өнердің көне түрін қалпына келтіруге үлкен жұмыс жасады. ХҮІІ ғ. Италия контантаның маңызы, бөліктері махаббат лирикасымен ерекшеленеді. Кантата жанры пайда болғаннан кейін оның жаңа түрлері пайда бола бастады. Мысалы, рухани кантатада. Кантата кең қанат жайды. Көбінесе Германия мен Англияда хор кантаталары көп тарады. Кантата немістің атақты композиторы И.С.Бахтың мәдени шығармашылық өте жоғары орын алады. Бах шіркеудің жанынан кеңсе ашып, кұдайға сыйына отырып әуен шығарады. Осылайша Бахтың 300-ге жуық кантатасы жарық көреді. Олар философиялық, лирикалық, рухани, комедиялық кантата болды. Бахтың кантаталарының тақырыбы терең ойлы және халықтың үміті мен күресі қайғы – қасіреті жайында болады. |
Кантиленавокальная или инструментальная мелодия лирического, певучего характера. |
КастратКастрат – мужской голос, сопрано или альт, использовавшийся в итальянской опере, преимущественно эпохи барокко. |
КвартетКвартет – струнный квартет: ансамбль из двух скрипок, альта и виолончели; фортепианный квартет: ансамбль из скрипки, альта, виолончели и фортепиано. |
КвартольКвартоль – деление ритмической доли на четыре равные части. |
КвинтетКвинтет – струнный квинтет: ансамбль, обычно состоящий из двух скрипок, двух альтов и виолончели. Некоторые произведения Боккерини и Шуберта написаны для двух скрипок, альта и двух виолончелей; фортепианный квинтет: ансамбль, состоящий из струнного квартета (две скрипки, альт, виолончель) и фортепиано; квинтет Форель Шуберта представляет собой редкое исключение из правила, так как он написан скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано. |
КвинтольКвинтоль – деление ритмической доли на пять равных частей. |
КлавесинКлавесин – струнный клавишный инструмент 16–18 вв., в котором при нажатии клавиш маленькие плектры зацепляют струны. |
КлавикордКлавикорд – небольшой клавишный инструмент эпох Возрождения и барокко, в котором маленькие металлические штифты при нажатии клавиш ударяли по струнам, производя негромкий, нежный звук. |
КлавирКлавир – общее название струнных клавишных инструментов (клавикорд, клавесин, фортепиано и т.д.). |
КластерКластер – диссонантное созвучие, состоящее из нескольких прилегающих друг к другу звуков. |
Ключ1) основной звукоряд той или иной композиции, именующийся по его главному устою – тонике и обозначаемый знаками при ключе; 2) знак в начале нотного стана, определяющий высотное положение последующей нотной записи (например, басовый, скрипичный, альтовый и т.п.); 3) приспособление в некоторых клавишных и духовых инструментах для настройки инструмента. |
Ключевые знакибемоли и диезы, выставляемые в начале каждого нотного стана, на котором
записывается музыка, и указывающие на тональность: например, один диез
при ключе относится к тональностям соль мажор и ми минор, один бемоль
обозначает тональности фа мажор и ре минор |
Кодазаключительный раздел музыкальной композиции, иногда развивающий
заключительный каданс. Кода способствует завершенности сочинения; в
некоторых случаях в ней достигается его главная кульминация. |
Колоратуравиртуозный стиль пения, обычно включающий быстрые гаммы, арпеджио,
украшения; как правило, колоратура связана с высоким, легким сопрано,
особенно в опере. |
Консонанссозвучие, согласное звучание двух и более тонов; концепции консонанса различны в музыке разных эпох и стилей. |
КонтральтоКонтральто – самый низкий по регистру женский голос. |
Контрапункттип музыкального письма, при котором голоса (два и более) движутся с относительной самостоятельностью. |
КонтрафаготКонтрафагот – большой фагот, играющий на октаву ниже обычного фагота. |
КонтртенорКонтртенор – очень высокий мужской голос (выше тенора). |
КонцертиноКонцертино – в барочном инструментальном концерте (concerto grosso) группа солистов, обычно две виолы и basso continuo. |
Концертмейстер1) первая скрипка в оркестре: этот исполнитель играет сольные фрагменты партитуры и при необходимости заменяет дирижера; 2) музыкант, возглавляющий группу инструментов оркестра; 3) пианист, разучивающий
произведение (партию) с вокалистами, инструменталистами, артистами
балета и выступающий с ними на концертах. |
Ладтұрақты және тұрақсыз дыбыстардың үндесеінен пайда болған дыбыс қатары. |
Лейтмотивв операх Рихарда Вагнера (и у других авторов, пользующихся лейтмотивной
техникой в произведениях разных жанров) – мелодический, ритмический,
гармонический мотив, ассоциирующийся с персонажем, предметом, временем и
местом действия, а также с определенными эмоциями и отвлеченными идеями |
Либреттотекст оперы и оратории, часто в стихотворной форме. |
лигаизогнутая линия под или над нотами, которая связывает их во фразу; если
лига соединяет две ноты одной высоты, то вторая нота не исполняется, а
ее длительность присоединяется к длительности первой ноты. |
Лирическая оператермин, относящийся к французской опере 19 в. и обозначающий
разновидность жанра, находящуюся как бы между «большой оперой» (grand
opéra) и «комической оперой» (opéra comique). |
Лютня |
Мадригал1) светский вокальный двух- или трехголосный жанр в итальянской музыке 14 в.; 2) светская многоголосная хоровая пьеса в Италии и Англии в 16 и
начале 17 вв. |
Мажор и минортермины употребляются: 1) для обозначения качества определенных интервалов (секунд, терций, секст, септим) – например, может быть две терции: мажорная, или большая (до – ми) и минорная, или малая (до – ми-бемоль), т.е. мажорный интервал на полутон шире, чем соответствующий минорный; 2) для обозначения двух основных типов трезвучий и построенных на них аккордов: трезвучие, первым интервалом которого является мажорная терция – мажорное (до – ми – соль), трезвучие с минорной терцией в основе – минорное (до – ми-бемоль – соль); 3)
для обозначения двух наиболее распространенных звукорядов в европейской
музыке после 1700 – мажорного (с большой терцией между I и III
ступенями) и минорного (с малой терцией между I и III ступенями).
Мажорный звукоряд от ноты до имеет вид: до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.
Минорный звукоряд имеет три формы: натуральный минор, в котором
полутоновые соотношения образуются между II и III и между V и VI
ступенями, а также гармонический и мелодический миноры, в которых
изменяются (альтерируются) VI и VII ступени |
Мажорлық ладашық, көңілді, салтанатты сезімді білдіреді. |
Мануалклавиатура; в русском языке обычно относится к клавиатурам органа и клавесина. |
МедиантаIII ступень звукоряда: например, ми в до мажоре. |
Мелизмы1) мелодические отрывки или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. Мелизматический стиль характерен для старинного церковного пения разных традиций (византийского, григорианского, древнерусского и т.д.); 2) небольшие мелодические украшения в вокальной и инструментальной
музыке, обозначаемые особыми условными знаками или мелкими нотами. |
Мелкая нотанота (или группа нот), записывающаяся более мелко, чем остальные. Такая запись может иметь два значения: 1) в музыке, созданной до 19 в., а иногда и позже, «мелкая нота» представляла собой украшение, не имеющее собственной ритмической длительности, а заимствующее, «отнимающее» ее из последующей длительности; в русском языке в этом случае употребляется заимствованный термин «форшлаг»; 2) в музыке 19 в., особенно в
сочинениях Листа, Шопена и Антона Рубинштейна, серии «мелких нот» часто
употребляются в каденциях и подобных им по стилю фразах, причем пассаж в
целом имеет некоторую обозначенную протяженность (например, такт или
два такта и т.д.), а длительность каждой из «мелких нот» определяется
исполнителем (обычно такие пассажи исполняются rubato, т.е. «свободно»). |
Мелодиямузыкальная мысль, выраженная одноголосно и имеющая определенный высотный и ритмический контур. |
Метрритмическая форма, состоящая из чередования ударных и безударных
(сильных и более слабых) долей, подобно стопе в поэзии. Основные типы:
двудольный метр (с одной ударной и одной безударной долей в такте) и
трехдольный метр (с одной ударной и двумя безударными долями в такте). |
Метра и размера обозначенияметр обычно обозначается двумя цифрами, выставляемыми в начале нотной
записи: верхняя цифра показывает количество долей в такте, нижняя –
ритмическую единицу счета. Так, размер 2/4 показывает, что такт имеет
две доли, каждая по четверти. |
Метрономмеханический прибор для определения темпа произведения, изобретен в 19 в. |
Меццо-сопраноженский голос средней высоты, между сопрано и контральто. |
Микротонинтервал меньше, чем полутон (в темперированном строе). |
Минимализммузыкальный стиль второй половины 20 в., основанный на длительном
повторении, возможно, с небольшими изменениями, весьма лаконичного
музыкального материала. |
Минорлық ладжұмсақ, мұңды,ұяң, ой туғызады. Лад башқыштары жетеу болады. |
Модальностьспособ звуковысотной организации, в основе которого лежит принцип звукоряда – в отличие от тонального мажоро-минорного принципа. Термин
применяется к старинной церковной монодической музыке разных традиций, а
также к восточным и фольклорным культурам (в этом случае термину
«модальность» может соответствовать термин «ладовость»). |
Модуляцияв мажоро-минорной системе смена тональности. |
Монодия1) сольное или одноголосное хоровое пение без аккомпанемента; 2) стиль
итальянской музыки начала 17 в., для которого типично преобладание
мелодии над простым аккордовым сопровождением. |
Мордент |
Мотивкраткая мелодико-ритмическая фигура, наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы произведения. |
Настройкапроцесс корректирования высоты звука на разных инструментах (например,
на струнных или на фортепиано), при котором звук обретает высотность,
свойственную данной системе темперации, и звучание данного инструмента
согласуется со строем других инструментов. |
Неаккордовый звукзвук, не входящий в состав данного аккорда, но звучащий вместе с ним. |
Невматический стильв средневековом искусстве способ вокального письма, при котором на
каждый слог текста приходится несколько тонов – в отличие от
силлабического стиля, где каждому слогу соответствует один тон, и
мелизматического стиля, где каждому слогу соответствует более
протяженный распев. |
Невмызнаки старинных нотаций, подобные иероглифам; невма может означать как
один тон, так и достаточно длинное мелодическое построение.
Древнерусские невмы называются крюками. |
Неоклассицизмодно из направлений в музыке 20 в., для которого типично использование
переосмысленных в современном духе жанров, форм, мелодических моделей и
т.д. эпохи барокко и классицизма. |
Нотаграфическое обозначение музыкального звука, а также сам звук. |
Нотный стансовокупность пяти горизонтальных линеек в нотном письме. |
Обертоныпризвуки, входящие в спектр звука, производимого колеблющимся предметом, вибратором (например, струной или столбом воздуха), и располагающиеся выше основного тона. Обертоны образуются в результате колебания частей вибратора (его половины, трети, четверти и т.д.), каждый из них имеет собственную высоту. Таким образом, звук, издаваемый вибратором, является
сложным и состоит из основного тона и набора обертонов. |
Октаваинтервал между двумя звуками, отношение частот которых 1: 2. |
Октетансамбль из восьми исполнителей, а также камерно-инструментальное произведение для этого состава. |
Ораторияқуатты католик шіркеуі әлсіреп тұрған кезде католиктер өздерінің дінін
қалпына келтіру үшін әр түрлі шаралар қолдана бастады. 16 ғасырда Рим
шіркеушілері халықты бибилия оқуға тарта бастады. Бос уақыттарында
шіркеуден тыс бір ерекше жерлерде, яғни «ораторияларда» библия оқып
отырып ерекше бір сарынмен рухты жандандыратын әуендер шығарған.
Сондықтан бұл шіркеу әндерін оратория деп атап кеткен. |
Органный пунктвыдержанный в басу звук (или несколько звуков), на фоне которого
свободно движутся другие голоса; этот прием часто применяется в органной
музыке, в классическом стиле органные пункты обычно появляются перед
заключительным кадансом. |
Органумформа ранней западной полифонии (с 9 в.), в которой используются мелодии, заимствованные из церковной монодии. |
Орфоэпиягрек тілінде «огfоc» - дұрыс, «eроэ» - сөз. |
Основной тонглавный (чаще всего нижний) звук в рамках данной группы звуков (интервалов, аккордов, ладов и т.д.). |
Пандиатоникастиль гармонического письма, в котором диатонические созвучия употребляются свободно, часто вне правил традиционной гармонии. |
Параллельное движениевосходящее или нисходящее параллельное движение двух и более голосов,
при котором между этими голосами сохраняется одно и то же интервальное
расстояние (например, движение параллельными терциями или паралелльными
квартами). |
Параллельные аккордывосходящее или нисходящее движение аккордов одинаковой или похожей
структуры, без разрешений, предписанных традиционной гармонией. |
Параллельные мажор и минормажор и минор, имеющие одни и те же ключевые знаки и отстоящие друг от друга на малую терцию (например, до мажор и ля минор). |
Паузатермин употребляется для обозначения как собственно паузы – перерыва в звучании, так и знаков, ее предписывающих. |
Пентатоникапятиступенные лады; основной тип – бесполутоновая пентатоника («по
черным клавишам»); подобные лады часто встречаются в музыке Дальнего
Востока, они типичны и для ряда европейских фольклорных традиций, в
частности русской. |
Перекрестный ритмодновременное использование в разных голосах разных метров (ритмических рисунков), например двудольного и трехдольного. |
Перечениеблизкое соседство (или одновременное звучание) в партитуре какого-либо тона и его же альтерированной формы – например, си и си-бемоль. В некоторых стилях перечения категорически запрещены. |
Плагальный1) в музыке, опирающейся на мажоро-минорную систему, каданс, в котором субдоминантовый аккорд разрешается в тонику (ход от IV к I ступени, или от трезвучия фа – ля – до к трезвучию до – ми – соль в до мажоре); 2) в средневековом церковном пении – лад, находящийся на кварту
ниже соответствующего автентического лада и имеющий общий с ним
основной тон. |
Полимодальностьодновременное использование в произведении нескольких (например, мажорного и минорного) звукорядов (ладов). |
Полиритмияодновременное использование отчетливо контрастных ритмических рисунков в разных голосах. |
Политональностьодновременное звучание двух и более тональностей. |
Полифония |
Полутонполовина тона, или 1/12 октавы. |
Постлюдияинструментальная пьеса, исполняемая после окончания службы в западной
христианской церкви (обычно на органе), а также самостоятельная
инструментальная или оркестровая пьеса, напоминающая «послесловие». |
Примадоннаведущая исполнительница женских партий в оперном театре. |
Программная музыкаинструментальная и оркестровая музыка, связанная с воплощением заимствованных из внемузыкальной сферы идей (литература, живопись, явления природы и т.д.). Название происходит от программы – текста,
которым композиторы часто сопровождали произведения этого типа. |
Проходящий звукзвук, не входящий в структуру аккорда, а линейно связывающий два консонантных созвучия (обычно появляется на слабой доле такта). |
Псалмовые тоныотносительно простые мелодические формулы – модели, по которым
исполнялись в средневековой западной христианской церкви псалмы и другие
богослужебные тексты. |
Пунктирный ритмритмический рисунок, образующийся увеличением доли на половину длительности за счет уменьшения вдвое следующей более слабой доли. Обозначается точкой справа от ноты. |
Разработкаразвитие музыкальной идеи путем вычленения фрагментов тем, изменения тональностей тем, их расширения, разного рода сочетаний между собой и т.д. Разработкой называется также второй, развивающий раздел сонатной
формы (сонатного аллегро). |
Разрешениедвижение от диссонанса к консонансу. |
Ракоходвозвратное, от конца до начала, движение темы. |
Распевсистема монодической вокальной музыки, в основном церковного пения разных конфессий. |
Регистрдауыс диапозонының дыбыс қатарының өзінің дыбыс бояуымен ерекшеленуі группа органных труб, создающих определенный тембр; определенный
участок диапазона голоса или инструмента, имеющий отчетливые
колористические и тембровые качества (например, «головной регистр» –
фальцет). |
Резонатордыбысты маңғыртып күшейтуші қызмет атқаратын мүше, немесе күшейткіш орынды, аумақ |
Репризазаключительный раздел сочинения в сонатной форме, где вновь проходят
темы экспозиции; репризой называют и повторение музыкального материала в
заключительном разделе разных форм – например, трехчастной. |
Респонсорийпеснопение Западной церкви, в котором чередуются пение солиста и хоровой
рефрен; определение «респонсорный» может относиться к подобному приему в
музыке разных стилей. |
Рефрен1) в форме типа рондо – неизменяемый музыкальный материал, появляющийся после контрастных разделов; 2) припев – вторая, неизменяемая половина
куплета в куплетной форме (например, в песне). |
Ритмвременная организация музыки; конкретно – последовательность длительностей звуков. |
Ритурнельбуквально «возвращение». В ранней опере термин относился к повторным
возвращениям мелодии (типа рефрена); в барочном концерте ритурнелем
называлось периодическое возвращение вариантов первой темы, которые
исполнялись всем оркестром (в отличие от промежуточных разделов,
исполнявшихся солирующими инструментами). |
Рококостиль искусства первой половины 18 в., в том числе музыки; для рококо
характерно обилие орнаментальных мотивов, прихотливость линий. |
Романсиспан тілінен алынған. Орта ғасырда Испанияда жергілікті роман тілінде
айтылатын лирикалық әндер пайда болып, ХҮІ ғасырдан бастап «романс» жанр болып тұрақталып, басқа европалық елдерге тарайды.
ХҮІІІ – ХІХ ғасырларда романс деген сөз мағынасы кеңейіп, жеке дауысқа
арналған, музыкалық сүйемелеумен жазылған күрделі де кең екпінді
шығармалардың қатарына енеді. |
Рядосновная структура в додекафонии (технике 12-тоновой композиции); в
чистом виде серия представляет собой 12 неповторяющихся звуков, которые
появляются в порядке, определенном композитором; на практике серия может
состоять из разного числа неповторяющихся звуков. |
Свингстиль танцевальной джазовой музыки для оркестра типа биг-бенд, популярный в конце 1930-х и начале 1940-х годов. |
Связкафрагмент второстепенного содержания, часто модулирующий, который служит переходом от одного раздела музыкальной формы к другому. |
Секвенцияповторение мотива или фразы на другом высотном уровне. |
Секстетансамбль из шести исполнителей или сочинение для этого состава. |
Секстольделение ритмической доли на шесть равных частей. |
Септетансамбль из семи исполнителей (у каждого своя партия) или сочинение для этого состава. |
Сериализмтехника композиции, при которой в качестве основы используется набор неповторяющихся звуков (классический вариант – 12 звуков, но может быть и меньше) и все сочинение состоит из непрерывного повторения этого набора – серии или нескольких серий; по тому же принципу организуются ритм, динамика, тембр и т.д. Простейший, исходный вариант сериальности –
додекафония, в которой учитывается только звуковысотный фактор. |
Силлабическийстиль вокального письма, при котором на один слог приходится один звук (без внутрислоговых распевов). |
Сильная доляосновное метрическое ударение в такте, обычно на первой его доле. |
Синкопаперенос акцента с ударной доли на безударную. |
Синтезаторэлектронный музыкальный инструмент. |
Скерцопьеса или часть цикла в быстром темпе. |
Складтип взаимодействия голосов в музыкальной ткани. Основные типы: монодия
(одноголосие); полифония, или контрапункт (несколько свободно
взаимодействующих линий); гомофония (мелодия с аккомпанементом). |
Сольмизациясистема слогового наименования нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. |
Сольфеджио1) вокальные упражнения, поющиеся на гласные или на слоги; 2) одна из дисциплин музыкально-теоретического курса. |
Сопранолирикалық, драмалық және лирика – драмалық болып жіктелетін әйелдердің жіңішке дауысы. верхняя партия в хоровой партитуре; самый высокий по регистру женский голос (или голос мальчика); разновидность некоторых
инструментов – например, сопрановый саксофон. |
Составной двудольный метрметр (размер), для которого характера группировка метрических долей по три (6/4 или 6/8). |
Составной трехдольный метрметр (размер), для которого характерны три группы по три метрические доли в каждой (9/6 или 9/8). |
Соулодин из стилей американской популярной музыки, имеющий в основе негритянские фольклор и духовное пение. |
Спинетв 17 и 18 вв. разновидность клавесина небольшого размера, а также маленькое пианино. |
Стретта1) в фуге, особенно в ее заключительном разделе, – изложение полифонической темы в виде простой или канонической имитации, при котором имитирующий голос вступает до окончания темы в начинающем голосе; 2) ускорение темпа действия и темпа музыки в финалах итальянских
опер. |
Субдоминантабуквально «ниже доминанты»: IV ступень в мажоре или миноре (например, фа в до мажоре). |
Субмедиантабуквально «ниже медианты»: VI ступень в мажоре или миноре (например, ля в до мажоре). |
Сурдинаприспособление, позволяющее приглушить, смягчить звучание некоторых инструментов. |
Табулатурараспространенные в эпохи Возрождения и барокко системы нотации для таких
инструментов, как орган, клавесин, лютня и гитара; в табулатурах
используется не пятилинейная нотация, а разнообразные знаки – цифры,
буквы и т.д. |
Тактединица музыкального метра, которая образуется из чередования разных по
силе ударений и начинается с самого сильного из них. Такты отделяются
друг от друга вертикальной линией на нотном стане. |
Театральная музыкамузыка для исполнения по ходу представления драматической пьесы; в 19 в. обычно сочинялись увертюра и антракты. |
Темаосновная мелодическая мысль произведения; часто термин употребляется для
обозначения главной темы фуги и других полифонических произведения, а
также главной партии в сонатной форме. |
Тембрспецифическая окраска, характерная для того или иного голоса или инструмента. |
Темпскорость движения в музыке. |
Темперациявыравнивание интервальных соотношений в музыкальном строе, при котором некоторые интервалы отличаются от их чистых акустических величин. Ныне
наиболее распространена так называемая равномерная темперация, при
которой октава делится на 12 равных полутонов. Характерное для второй
половины 20 в. движение к возрождению старинной музыки привело к
возрождению разных способов темперации принадлежащих эпохам Возрождения,
барокко, классицизма и т.д.). |
Тенорлирикалық және драмалық болып бөлінетін, ерлердің әліңішпе дауысы. Тенордың дауысдиапозоны 1 октаваның ре – кейде кіші октаваның «ми» дыбысы мен 2 октаваның «ре», «ми» дыбыстары аралығын қамтиды. Бас және баритон ерлердің жуан дауыстары. Борибоның диапозоны үлкен октаваның «ЛЯ» және І октаваның «ФА», «СОЛЬ» дыбыстары, ал бас дауысының диапазоны үлкен октаваның «МИ» және І октаваның «ФА» дыбыстарының ауқымын алады. Бас дауыстылардың контроктаваның «СОЛЬ» және кіші октаваның «СИ», «СИ» «СИ-БЕМОЛЬ» дыбыстарының аралығында еркін ән сала алатындар ең төменгі жуан дауыстылар «бас неофунде» немесе октавиеттер деп аталады. вторая снизу партия в четырехголосном письме;высокий мужской голос; разновидность инструментов соответствующего регистра – например, теноровый саксофон; в средневековой полифонии тенором назывался голос, в котором крупными длительностями излагалась основная (часто заимствованная) тема композиции (cantus firmus). |
Тесное расположениерасположение аккорда, при котором составляющие его тона находятся в максимальной близости друг от друга. |
Тесситураосновной диапазон голоса или инструмента (без самых крайних регистров). |
Тетрахордчетырехступенный звукоряд в диапазоне кварты. |
Тон1) единичный звук определенной высоты и продолжительности; 2) интервал, состоящий из двух полутонов (например, большая секунда до – ре). |
Тональность1) высотное положение лада – например, до мажор; 2) система высотных связей, централизованных вокруг основного созвучия – тоники. Термин
«тональность» употребляется как антоним термина «модальность»,
связанного с иными, чем классические мажор и минор, ладами. |
Тоникаосновной устой лада или тональности, выраженный в форме одного звука (например, до в до мажоре) или аккорда (например, трезвучие до – ми – соль в до мажоре). |
Транскрипцияприспособление произведения для другого инструмента или для другого состава исполнителей, чем в оригинале, – например, транскрипция хорового произведения для инструментального ансамбля. Транскрипцией может
называться и переработка произведения для того же, что в оригинале,
инструмента – например, с целью придания ему большей виртуозности. |
Транспозицияперенос целого произведения или его фрагмента в другую тональность. |
Трезвучиеаккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, например до – ми – соль. |
Трельочень быстрое чередование двух рядом расположенных звуков; сокращенно записывается: tr. |
Тремолобыстрое многократное повторение тона, иногда в диапазоне двух ступеней, иногда на одном высотном уровне. |
Трехдольный метрразмер, для которого типично наличие в каждом такте (3/4, 3/2) одного сильного удара и двух слабых. |
Триострунное трио: ансамбль из скрипки, альта и виолончели; фортепианное трио: ансамбль из фортепиано, скрипка и виолончель. |
Триольделение ритмической доли на три равные части. |
Тритонинтервал, состоящий из трех целых тонов и образующийся в
диатоническом звукоряде между IV и VII ступенями; в Средневековье тритон
считался запрещенным интервалом. |
Тройной язычоктехника звукоизвлечения на некоторых духовых инструментах (труба,
валторна, флейта), аналогичная двойному язычку, но подобная произнесению
звуков «т-к-т» в быстрых триольных пассажах. |
Трубадурв Южной Франции 12 и 13 вв. придворный поэт-музыкант. |
Труверв Северной Франции 12 и 13 вв. придворный поэт-музыкант. |
Увеличениеизложение мотива или темы при их повторении более крупными длительностями. |
Украшенияодна нота или группа нот, которые записываются мелким шрифтом и
прибавляются к основной мелодии с целью ее «расцвечивания», «украшения». |
Уменьшениесокращение, обычно вполовину, длительностей при повторении мотива или темы. |
Унисон1) теоретически – нулевой интервал, расстояние между двумя тонами одинаковой высоты; 2) практически – исполнение звука или мелодии всеми
исполнителями на одной высоте. |
Фонематілдегі сөздің мағнасын және сөздің тұлғалық көріністің түрлендіруге себеп болатын тіл дыбыстары |
Ырғақдыбыстардың әр түрлі ұзақтық ара қатынасы. |
Әнүнділік, көркемдік қасиеттері бар әуеннен құралады |