Сайт дистанционного образования ДМШ №3 акимата г. Астана
Мажор и минор
термины употребляются:
1) для обозначения качества определенных
интервалов (секунд, терций, секст, септим) – например, может быть две
терции: мажорная, или большая (до – ми) и минорная, или малая (до – ми-бемоль),
т.е. мажорный интервал на полутон шире, чем соответствующий минорный;
2) для обозначения двух основных типов трезвучий и построенных на них
аккордов: трезвучие, первым интервалом которого является мажорная терция
– мажорное (до – ми – соль), трезвучие с минорной терцией в основе – минорное (до – ми-бемоль – соль);
3)
для обозначения двух наиболее распространенных звукорядов в европейской
музыке после 1700 – мажорного (с большой терцией между I и III
ступенями) и минорного (с малой терцией между I и III ступенями).
Мажорный звукоряд от ноты до имеет вид: до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.
Минорный звукоряд имеет три формы: натуральный минор, в котором
полутоновые соотношения образуются между II и III и между V и VI
ступенями, а также гармонический и мелодический миноры, в которых
изменяются (альтерируются) VI и VII ступени