Глоссарий музыкальных терминов и определений
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
К |
---|
Кабалетта1) небольшая виртуозная оперная ария; 2) заключительный быстрый раздел оперной арии. | |
Каватинакороткая лирическая ария песенного типа. | |
Кадансзавершающая музыкальную фразу гармоническая последовательность. Основные
типы каданса – автентический (доминанта – тоника), плагальный
(субдоминанта – тоника). | |
Камерная музыкаКамерная музыка – инструментальная или вокальная ансамблевая музыка, предназначенная для исполнения главным образом в небольших залах. Распространенным камерно-инструментальным жанром является струнный квартет. | |
Кантабилепевучий, связный стиль исполнения. | ||
Кантата(латын тілінен аударғанда Kantate - өлең айту). Ең басында аспаптық сүйемелдеу жалғыз дауысты айтылатын пьеса түрінде пайда болады. ХҮ – ХҮІ ғ.ғ. басқа еуропалықтар сияқты италияда кәсіби музыкалық қалыпта, үлкен полифониялық стильде дамыды. Контатада операдан кейін дамып кең ауқымды тарала бастады. Ол өзіндік ерекшелігімен қалыбы жағынан арниялық, мінезі жағынан речитативтік жағынан операға жақын болады. ХҮІ ғ. Аяғында Флоренцияда композиторлар мен әншілердің қауымдастығы мен көркем үйірме ашылып, өнердің көне түрін қалпына келтіруге үлкен жұмыс жасады. ХҮІІ ғ. Италия контантаның маңызы, бөліктері махаббат лирикасымен ерекшеленеді. Кантата жанры пайда болғаннан кейін оның жаңа түрлері пайда бола бастады. Мысалы, рухани кантатада. Кантата кең қанат жайды. Көбінесе Германия мен Англияда хор кантаталары көп тарады. Кантата немістің атақты композиторы И.С.Бахтың мәдени шығармашылық өте жоғары орын алады. Бах шіркеудің жанынан кеңсе ашып, кұдайға сыйына отырып әуен шығарады. Осылайша Бахтың 300-ге жуық кантатасы жарық көреді. Олар философиялық, лирикалық, рухани, комедиялық кантата болды. Бахтың кантаталарының тақырыбы терең ойлы және халықтың үміті мен күресі қайғы – қасіреті жайында болады. | |
Кантиленавокальная или инструментальная мелодия лирического, певучего характера. | |
КастратКастрат – мужской голос, сопрано или альт, использовавшийся в итальянской опере, преимущественно эпохи барокко. | |
КвартетКвартет – струнный квартет: ансамбль из двух скрипок, альта и виолончели; фортепианный квартет: ансамбль из скрипки, альта, виолончели и фортепиано. | |
КвартольКвартоль – деление ритмической доли на четыре равные части. | |
КвинтетКвинтет – струнный квинтет: ансамбль, обычно состоящий из двух скрипок, двух альтов и виолончели. Некоторые произведения Боккерини и Шуберта написаны для двух скрипок, альта и двух виолончелей; фортепианный квинтет: ансамбль, состоящий из струнного квартета (две скрипки, альт, виолончель) и фортепиано; квинтет Форель Шуберта представляет собой редкое исключение из правила, так как он написан скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано. | |
КвинтольКвинтоль – деление ритмической доли на пять равных частей. | |
КлавесинКлавесин – струнный клавишный инструмент 16–18 вв., в котором при нажатии клавиш маленькие плектры зацепляют струны. | |
КлавикордКлавикорд – небольшой клавишный инструмент эпох Возрождения и барокко, в котором маленькие металлические штифты при нажатии клавиш ударяли по струнам, производя негромкий, нежный звук. | |
КлавирКлавир – общее название струнных клавишных инструментов (клавикорд, клавесин, фортепиано и т.д.). | |
КластерКластер – диссонантное созвучие, состоящее из нескольких прилегающих друг к другу звуков. | |
Ключ1) основной звукоряд той или иной композиции, именующийся по его главному устою – тонике и обозначаемый знаками при ключе; 2) знак в начале нотного стана, определяющий высотное положение последующей нотной записи (например, басовый, скрипичный, альтовый и т.п.); 3) приспособление в некоторых клавишных и духовых инструментах для настройки инструмента. | |
Ключевые знакибемоли и диезы, выставляемые в начале каждого нотного стана, на котором
записывается музыка, и указывающие на тональность: например, один диез
при ключе относится к тональностям соль мажор и ми минор, один бемоль
обозначает тональности фа мажор и ре минор | |
Кодазаключительный раздел музыкальной композиции, иногда развивающий
заключительный каданс. Кода способствует завершенности сочинения; в
некоторых случаях в ней достигается его главная кульминация. | |
Колоратуравиртуозный стиль пения, обычно включающий быстрые гаммы, арпеджио,
украшения; как правило, колоратура связана с высоким, легким сопрано,
особенно в опере. | |
Консонанссозвучие, согласное звучание двух и более тонов; концепции консонанса различны в музыке разных эпох и стилей. | |
КонтральтоКонтральто – самый низкий по регистру женский голос. | |
Контрапункттип музыкального письма, при котором голоса (два и более) движутся с относительной самостоятельностью. | |
КонтрафаготКонтрафагот – большой фагот, играющий на октаву ниже обычного фагота. | |
КонтртенорКонтртенор – очень высокий мужской голос (выше тенора). | |
КонцертиноКонцертино – в барочном инструментальном концерте (concerto grosso) группа солистов, обычно две виолы и basso continuo. | |
Концертмейстер1) первая скрипка в оркестре: этот исполнитель играет сольные фрагменты партитуры и при необходимости заменяет дирижера; 2) музыкант, возглавляющий группу инструментов оркестра; 3) пианист, разучивающий
произведение (партию) с вокалистами, инструменталистами, артистами
балета и выступающий с ними на концертах. | |