Глоссарий музыкальных терминов и определений


Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  (Далее)
  Все

П

Пандиатоника

стиль гармонического письма, в котором диатонические созвучия употребляются свободно, часто вне правил традиционной гармонии.


Параллельное движение

восходящее или нисходящее параллельное движение двух и более голосов, при котором между этими голосами сохраняется одно и то же интервальное расстояние (например, движение параллельными терциями или паралелльными квартами).


Параллельные аккорды

восходящее или нисходящее движение аккордов одинаковой или похожей структуры, без разрешений, предписанных традиционной гармонией.


Параллельные мажор и минор

мажор и минор, имеющие одни и те же ключевые знаки и отстоящие друг от друга на малую терцию (например, до мажор и ля минор).


Пауза

термин употребляется для обозначения как собственно паузы – перерыва в звучании, так и знаков, ее предписывающих.


Пентатоника

пятиступенные лады; основной тип – бесполутоновая пентатоника («по черным клавишам»); подобные лады часто встречаются в музыке Дальнего Востока, они типичны и для ряда европейских фольклорных традиций, в частности русской.


Перекрестный ритм

одновременное использование в разных голосах разных метров (ритмических рисунков), например двудольного и трехдольного.


Перечение

близкое соседство (или одновременное звучание) в партитуре какого-либо тона и его же альтерированной формы – например, си и си-бемоль. В некоторых стилях перечения категорически запрещены.


Плагальный

1) в музыке, опирающейся на мажоро-минорную систему, каданс, в котором субдоминантовый аккорд разрешается в тонику (ход от IV к I ступени, или от трезвучия фа – ля – до к трезвучию до – ми – соль в до мажоре); 

2) в средневековом церковном пении – лад, находящийся на кварту ниже соответствующего автентического лада и имеющий общий с ним основной тон.


Полимодальность

одновременное использование в произведении нескольких (например, мажорного и минорного) звукорядов (ладов).



Страница:  1  2  (Далее)
  Все