Глоссарий музыкальных терминов и определений
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
П |
---|
Пандиатоникастиль гармонического письма, в котором диатонические созвучия употребляются свободно, часто вне правил традиционной гармонии. | |
Параллельные аккордывосходящее или нисходящее движение аккордов одинаковой или похожей
структуры, без разрешений, предписанных традиционной гармонией. | |
Параллельные мажор и минормажор и минор, имеющие одни и те же ключевые знаки и отстоящие друг от друга на малую терцию (например, до мажор и ля минор). | |
Паузатермин употребляется для обозначения как собственно паузы – перерыва в звучании, так и знаков, ее предписывающих. | |
Пентатоникапятиступенные лады; основной тип – бесполутоновая пентатоника («по
черным клавишам»); подобные лады часто встречаются в музыке Дальнего
Востока, они типичны и для ряда европейских фольклорных традиций, в
частности русской. | |
Перекрестный ритмодновременное использование в разных голосах разных метров (ритмических рисунков), например двудольного и трехдольного. | |
Перечениеблизкое соседство (или одновременное звучание) в партитуре какого-либо тона и его же альтерированной формы – например, си и си-бемоль. В некоторых стилях перечения категорически запрещены. | |
Плагальный1) в музыке, опирающейся на мажоро-минорную систему, каданс, в котором субдоминантовый аккорд разрешается в тонику (ход от IV к I ступени, или от трезвучия фа – ля – до к трезвучию до – ми – соль в до мажоре); 2) в средневековом церковном пении – лад, находящийся на кварту
ниже соответствующего автентического лада и имеющий общий с ним
основной тон. | |
Полимодальностьодновременное использование в произведении нескольких (например, мажорного и минорного) звукорядов (ладов). | |