Глоссарий музыкальных терминов и определений
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
Р |
---|
Разрешениедвижение от диссонанса к консонансу. | |
Ракоходвозвратное, от конца до начала, движение темы. | |
Распевсистема монодической вокальной музыки, в основном церковного пения разных конфессий. | ||
Регистрдауыс диапозонының дыбыс қатарының өзінің дыбыс бояуымен ерекшеленуі группа органных труб, создающих определенный тембр; определенный
участок диапазона голоса или инструмента, имеющий отчетливые
колористические и тембровые качества (например, «головной регистр» –
фальцет). | |
Резонатордыбысты маңғыртып күшейтуші қызмет атқаратын мүше, немесе күшейткіш орынды, аумақ | |
Репризазаключительный раздел сочинения в сонатной форме, где вновь проходят
темы экспозиции; репризой называют и повторение музыкального материала в
заключительном разделе разных форм – например, трехчастной. | |
Респонсорийпеснопение Западной церкви, в котором чередуются пение солиста и хоровой
рефрен; определение «респонсорный» может относиться к подобному приему в
музыке разных стилей. | |
Рефрен1) в форме типа рондо – неизменяемый музыкальный материал, появляющийся после контрастных разделов; 2) припев – вторая, неизменяемая половина
куплета в куплетной форме (например, в песне). | |
Ритмвременная организация музыки; конкретно – последовательность длительностей звуков. | |
Ритурнельбуквально «возвращение». В ранней опере термин относился к повторным
возвращениям мелодии (типа рефрена); в барочном концерте ритурнелем
называлось периодическое возвращение вариантов первой темы, которые
исполнялись всем оркестром (в отличие от промежуточных разделов,
исполнявшихся солирующими инструментами). | |
Рококостиль искусства первой половины 18 в., в том числе музыки; для рококо
характерно обилие орнаментальных мотивов, прихотливость линий. | |
Романсиспан тілінен алынған. Орта ғасырда Испанияда жергілікті роман тілінде
айтылатын лирикалық әндер пайда болып, ХҮІ ғасырдан бастап «романс» жанр болып тұрақталып, басқа европалық елдерге тарайды.
ХҮІІІ – ХІХ ғасырларда романс деген сөз мағынасы кеңейіп, жеке дауысқа
арналған, музыкалық сүйемелеумен жазылған күрделі де кең екпінді
шығармалардың қатарына енеді. | |
Рядосновная структура в додекафонии (технике 12-тоновой композиции); в
чистом виде серия представляет собой 12 неповторяющихся звуков, которые
появляются в порядке, определенном композитором; на практике серия может
состоять из разного числа неповторяющихся звуков. | ||