Глоссарий музыкальных терминов и определений
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
Т |
---|
Тактединица музыкального метра, которая образуется из чередования разных по
силе ударений и начинается с самого сильного из них. Такты отделяются
друг от друга вертикальной линией на нотном стане. | |
Театральная музыкамузыка для исполнения по ходу представления драматической пьесы; в 19 в. обычно сочинялись увертюра и антракты. | |
Темаосновная мелодическая мысль произведения; часто термин употребляется для
обозначения главной темы фуги и других полифонических произведения, а
также главной партии в сонатной форме. | |
Тембрспецифическая окраска, характерная для того или иного голоса или инструмента. | |
Темпскорость движения в музыке. | |
Темперациявыравнивание интервальных соотношений в музыкальном строе, при котором некоторые интервалы отличаются от их чистых акустических величин. Ныне
наиболее распространена так называемая равномерная темперация, при
которой октава делится на 12 равных полутонов. Характерное для второй
половины 20 в. движение к возрождению старинной музыки привело к
возрождению разных способов темперации принадлежащих эпохам Возрождения,
барокко, классицизма и т.д.). | |
Тенорлирикалық және драмалық болып бөлінетін, ерлердің әліңішпе дауысы. Тенордың дауысдиапозоны 1 октаваның ре – кейде кіші октаваның «ми» дыбысы мен 2 октаваның «ре», «ми» дыбыстары аралығын қамтиды. Бас және баритон ерлердің жуан дауыстары. Борибоның диапозоны үлкен октаваның «ЛЯ» және І октаваның «ФА», «СОЛЬ» дыбыстары, ал бас дауысының диапазоны үлкен октаваның «МИ» және І октаваның «ФА» дыбыстарының ауқымын алады. Бас дауыстылардың контроктаваның «СОЛЬ» және кіші октаваның «СИ», «СИ» «СИ-БЕМОЛЬ» дыбыстарының аралығында еркін ән сала алатындар ең төменгі жуан дауыстылар «бас неофунде» немесе октавиеттер деп аталады. вторая снизу партия в четырехголосном письме;высокий мужской голос; разновидность инструментов соответствующего регистра – например, теноровый саксофон; в средневековой полифонии тенором назывался голос, в котором крупными длительностями излагалась основная (часто заимствованная) тема композиции (cantus firmus). | |
Тесное расположениерасположение аккорда, при котором составляющие его тона находятся в максимальной близости друг от друга. | |
Тесситураосновной диапазон голоса или инструмента (без самых крайних регистров). | |
Тетрахордчетырехступенный звукоряд в диапазоне кварты. | |
Тон1) единичный звук определенной высоты и продолжительности; 2) интервал, состоящий из двух полутонов (например, большая секунда до – ре). | |
Тональность1) высотное положение лада – например, до мажор; 2) система высотных связей, централизованных вокруг основного созвучия – тоники. Термин
«тональность» употребляется как антоним термина «модальность»,
связанного с иными, чем классические мажор и минор, ладами. | |
Тоникаосновной устой лада или тональности, выраженный в форме одного звука (например, до в до мажоре) или аккорда (например, трезвучие до – ми – соль в до мажоре). | |
Транскрипцияприспособление произведения для другого инструмента или для другого состава исполнителей, чем в оригинале, – например, транскрипция хорового произведения для инструментального ансамбля. Транскрипцией может
называться и переработка произведения для того же, что в оригинале,
инструмента – например, с целью придания ему большей виртуозности. | ||
Транспозицияперенос целого произведения или его фрагмента в другую тональность. | ||
Трезвучиеаккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, например до – ми – соль. | |
Трельочень быстрое чередование двух рядом расположенных звуков; сокращенно записывается: tr. | |
Тремолобыстрое многократное повторение тона, иногда в диапазоне двух ступеней, иногда на одном высотном уровне. | |
Трехдольный метрразмер, для которого типично наличие в каждом такте (3/4, 3/2) одного сильного удара и двух слабых. | ||
Триострунное трио: ансамбль из скрипки, альта и виолончели; фортепианное трио: ансамбль из фортепиано, скрипка и виолончель. | |
Триольделение ритмической доли на три равные части. | |
Тритонинтервал, состоящий из трех целых тонов и образующийся в
диатоническом звукоряде между IV и VII ступенями; в Средневековье тритон
считался запрещенным интервалом. | |
Тройной язычоктехника звукоизвлечения на некоторых духовых инструментах (труба,
валторна, флейта), аналогичная двойному язычку, но подобная произнесению
звуков «т-к-т» в быстрых триольных пассажах. | |
Трубадурв Южной Франции 12 и 13 вв. придворный поэт-музыкант. | |
Труверв Северной Франции 12 и 13 вв. придворный поэт-музыкант. | |