Глоссарий музыкальных терминов и определений


Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  ...  12  (Далее)
  Все

A

A cappella

термин, относящийся к хоровой музыке, предназначенной для исполнения без инструментального сопровождения.


A tempo

возвращение к первоначальному темпу после его изменения.


Acce Merando

ускоряя, шығарманың шапшаңдығын жылдамдату;


Ad libitum

«по желанию»: указание, позволяющее исполнителю свободно варьировать темп или фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа (или другого фрагмента нотного текста); сокращенно ad. lib.


Adagio

1) обозначение темпа: медленно (медленнее, чем анданте, но подвижнее, чем лярго); 

2) часть произведения или отдельная пьеса в данном темпе.


Adagissimo

обозначение темпа: очень медленно.


Affettuoso

обозначение выразительности: «с чувством».


Agitato

обозначение выразительности: «взволнованно».


Alla breve

обозначение тактового размера (1001911_image002.gif): быстрое исполнение двудольных метров, в которых при этом счет ведется не четвертями, а половинными нотами.


Allarando

расширяя, замедляя, шығарманың шапшаңдығын кеңейту, жайлату; 


Allargando

«расширяя». Обозначение, относящееся одновременно и к темпу (некоторое замедление), и к выразительности (подчеркивание каждого звука).


Allegretto

1) обозначение темпа: медленнее, чем allegro, и скорее, чем andante; 

2) достаточно подвижная небольшая пьеса или часть цикла.


Allegro

«весело, радостно»; 

1) обозначение темпа: скоро; 

2) пьеса в темпе аллегро, часть цикла, первая часть классического сонатно-симфонического цикла (сонатное аллегро).


Andante

1) обозначение темпа: умеренно; 

2) пьеса в темпе анданте или часть цикла.


Andantino

1) обозначение темпа: подвижнее, чем andante; 

2) небольшая пьеса в темпе andante или часть цикла.


Animato

обозначение выразительности: «одушевленно».


Anticipation

Anticipation (англ.) – 

1) звук, исполняемый чуть раньше ритмической доли, к которой он относится; 

2) исполнение одного из тонов аккорда чуть раньше, чем самого аккорда.


Arco

буквально «смычок»: указание coll'arco для исполнителей на струнных инструментах – играть смычком, а не пиццикато.


Assai

«очень»; например, adagio assai – очень медленно.


Attacca

1) указание в конце какой-либо части, предписывающее начинать следующую часть без перерыва; 

2) отчетливость, ясность, с которой берет тон солист, или точность, четкость одновременного вступления участников ансамбля, оркестра, хора.


B

Basso continuo

(также генерал-бас, цифрованный бас) – «непрерывный, общий бас»: традиция музыки эпохи барокко, в соответствии с которой нижний голос в ансамбле исполнялся мелодическим инструментом соответствующего диапазона (виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент (клавишный или лютневый) дублировал эту линию вместе с аккордами, которые обозначались в нотах условной цифровой записью, подразумевавшей элемент импровизации.


Basso ostinato

буквально «постоянный бас»: краткая музыкальная фраза в басу, повторяемая в течение всей композиции или какого-либо ее раздела, при свободном варьировании верхних голосов; в старинной музыке этот прием особенно типичен для чаконы и пассакальи.


Battery

Battery (англ.) – ударная группа в симфоническом или духовом оркестре.



Beat

Beat (англ.) – ритмическая пульсация, ритмическая акцентность.



Bel canto

стиль пения, связанный с итальянской оперой; красота звукоизвлечения и техническое совершенство преобладают в нем над драматической выразительностью.


Blue note

Blue note (англ.) – в джазе исполнение третьей или седьмой ступени в мажоре с легким понижением (термин связан с жанром блюза).


Bop

Bop (англ.) – один из джазовых стилей: связанный с небольшим ансамблем, он был популярен в конце 1940-х годов.



Burden

Burden (англ.) – рефрен или отдельное хоровое произведение, распевающееся на лишенные смысла слоги.


C

Cantus firmus

Cantus firmus (лат.) (кантус фирмус) – буквально «прочный напев»: ведущая мелодия, часто заимствованная, которая составляет основу полифонической композиции.



Cantus planus

Cantus planus (лат.) (кантус планус) – ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала.



Con brio

обозначение выразительности: «живо».


Con fuoco

обозначение выразительности: «с огнем».


Con moto

обозначение темпа и выразительности: «с движением».


Concertato

стиль, характерный для музыки эпохи барокко и подразумевающий «соревнование» групп оркестра, хоров и т.д.



Cornetto

деревянный или медный духовой инструмент эпохи позднего Возрождения и барокко, предшественник корнета; имеет конический ствол, чашеподобный мундштук, хроматический звукоряд.


Crescendo

обозначение динамики: постепенное усиление громкости. Обозначается также вилочкой 1001911_image022.gif.


D

Da capo

«с начала»; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C.


Dal segno

«начиная от знака»; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака 1001911_image012.gif; сокращенно D.S.


Decrescendo

динамическое указание: постепенное ослабление громкости. Обозначается также вилочкой 1001911_image020.gif.


Diminuendo

динамическое указание, аналогичное decrescendo.


Divisi

указание для участников ансамбля, предупреждающее о разделении партии на несколько самостоятельных голосов.


Dolce

указание выразительности: «нежно», «ласково».


Doloroso

указание выразительности: «скорбно».


G

Gebrauchsmusik

Gebrauchsmusik (нем.) – 

1) направление в музыке (преимущественно немецкой) 20 в., которое сознательно ориентировалось на исполнительские и вкусовые запросы любительского музицирования; 

2) прикладная, функциональная музыка (например, танцевальная музыка, театральная музыка, киномузыка и т.п.).



Gento

медленно, жай


Gesammtkunstwerk

Gesammtkunstwerk (нем.) – «совокупное произведение искусства»: термин, предложенный Р. Вагнером и подразумевающий единство сценического действия, музыки и художественного оформления в его музыкальной драме.



Giocoso

весело, игриво.


Glissando

исполнительский прием при игре на инструментах, заключающийся в легком скольжении пальца по струне вдоль грифа у струнных, в скольжении одного или нескольких пальцев по клавиатуре (чаще всего по белым клавишам) и т.д.


Grand opéra

Grand opéra (франц.) – «большая опера»: жанр французской оперы 19 в., отличавшийся крупными масштабами, яркой драматургией, зрелищностью.



Grave

обозначение темпа и выразительности: медленно, торжественно.


I

Idée fixe

Idée fixe (франц.) – буквально «навязчивая идея»: термин, связанный прежде всего с симфонической музыкой Г. Берлиоза и обозначающий присутствие в произведении сквозной темы, ассоциирующейся с внемузыкальными понятиями (например, тема возлюбленной в Фантастической симфонии, тема Гарольда в симфонии Гарольд в Италии).


K

Klangfarbenmelodie

Klangfarbenmelodie (нем.) – понятие, относящееся к сфере додекафонии, в частности к творчеству А. Шёнберга и его последователей: каждая нота или каждый краткий мотив в партитуре предназначаются разным инструментам.



L

L'istesso tempo

«в том же темпе»: обозначение указывает, что темп сохраняется, даже если в дальнейшем употребляются иные нотные длительности.


Larghetto

1) обозначение темпа: медленно, но несколько подвижнее, чем лярго; 

2) пьеса или часть цикла в данном темпе.


Largo

буквально «широко»: 

1) обозначение темпа; в общепринятом смысле – самый медленный темп из возможных; 

2) пьеса или часть цикла в данном темпе.


Legato

обозначение выразительности: связно, без разрывов между звуками.


Leggiero

обозначение выразительности: легко, грациозно.


Lento

обозначение темпа: медленно.


Lied

Lied (нем. «песня») – термин, относящийся к романсовой лирике немецких композиторов 19 в.



M

Ma non troppo

не слишком; 

allegro ma non troppo – не слишком быстро.


Marcato

обозначение выразительности: отчетливо, с ударением.


Mene – Mosso

менее подвижно, жайлата;


Meno

«менее»; meno mosso (мэно моссо) – обозначение темпа: спокойнее, не так быстро.


Mezza voce

вполголоса


Mezzo forte

не очень громко.


Moderato

обозначение темпа: умеренно, между andante и allegro.


Molto

очень; обозначение темпа: molto adagio – обозначение темпа: очень медленно.


Musica ficta

распространенная в эпоху позднего Средневековья и раннего Возрождения практика, следуя которой при исполнении в музыку вносились хроматические альтерации, отсутствующие в записанном нотном тексте – с целью избежать диссонантного интервала тритона или повысить VII ступень (вводный тон)


Musique concrète

Musique concrète (франц.) – одно из направлений в музыке 20 в., зародившееся во Франции: здесь в качестве основного материала используются как музыкальные, так и природные звучания, записанные на пленку и подвергающиеся затем разного рода акустическим и прочим трансформациям.


N

Non troppo

не слишком; allegro ma non troppo – обозначение темпа: не слишком быстро.


O

Obligato

1) в музыке 17 и 18 вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 

2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира.


Opus

(лат. opus, «произведение»; сокращенно – ор.): обозначение употребляется композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом) произведений данного автора.


Ostinato

многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, отдельного звука (особенно часто – в басовых голосах).


P

Patter song

(англ.) – юмористическая песня, в которой слова положены на простую мелодию, состоящую из многократного повторения одних и тех же звуков; слова при этом должны произноситься быстро и отчетливо.


Perpetuum mobile

(лат. «вечное движение»): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца.


Pesante

обозначение выразительности: тяжело.


Pianissimo

очень тихо; сокращенно: pp.


Piano

тихо; сокращенно: p.


Pitenuto

замедляя, шығарманың шапшаңдығын жайлату;


Piu

- больше; piu allegro – обозначение темпа: быстрее.


Pizzicato

щипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами.


Portamento

скользящий переход от одного звука к другому, используемый в пении и игре на струнных.


Portato

способ звукоизвлечения, между legato и staccato.


Prestissimo

обозначение темпа: исключительно быстро; быстрее, чем presto.


Presto

обозначение темпа: очень быстро.


Puu – Mosso

более подвижно, жылдамдата;


Q

Quasi

Quasi (квази) – как, подобно; quasi marcia – как марш.



Quodlibet

шуточная музыкальная пьеса, объединяющая несколько известных мелодий, часто заимствованных из народных или популярных песен.


R

Rallentando

обозначение темпа: постепенно замедляя.


Ripieno

в инструментальной музыке эпохи барокко обозначение игры всего оркестра; то же, что tutti.


Ritardando

обозначение темпа: постепенно замедляя.


Ritenuto

обозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более коротком отрезке, чем ritardando.


Rubato

гибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения, отклонения от равномерного темпа с целью достижения большей выразительности.


S

Scherzando

игриво.


Scordatura

временное изменение обычной настройки струнного инструмента.


Segue

продолжать, как раньше: указание, которое, во-первых, заменяет указание attacca (т.е. предписывает исполнять следующую часть без перерыва), а во-вторых, предписывает продолжать исполнение в той же манере, что и раньше (в этом случае чаще употребляется обозначение sempre).


Semibreve

целая нота.


Semplice

обозначение выразительности: просто.


Sempre

постоянно, всегда; sempre pianissimo – все время очень тихо.


Senza

без; senza sordino – снять сурдину.


Sforzando

внезапный акцент на звуке или аккорде; сокращенно 1001911_image036.gif.


Solo

композиция или ее фрагмент для одного исполнителя или для солиста из ансамбля, оркестра и т.д.


Sostenuto

обозначение выразительности: сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу.


Sotto voce

обозначение выразительности: «вполголоса», приглушенно.


Spiritoso

с воодушевлением.


Staccato

отрывисто: манера звукоизвлечения, при которой каждый звук как бы отделяется паузой от другого; противоположный способ звукоизвлечения – legato (легато), связно. 

Staccato обозначается точкой над нотой.


Stile rappresentativo

оперный стиль начала 17 в., основной принцип которого состоит в том, что музыкальное начало должно быть подчинено выражению драматических идей или отражать содержание текста.


Sul ponticello

буквально «на подставке»: указание исполнителю на струнном инструменте играть рядом с подставкой для извлечения более сильного, блестящего звука.


Sul tasto

буквально «на грифе»: указание исполнителю на струнном инструменте играть у грифа для извлечения более мягкого, прикрытого звука.


T

Tempus perfectum

(лат.) – обозначения трехдольного и двудольного размеров в эпохи позднего Средневековья и Возрождения.


Tenuto

выдержанно: обозначение предписывает выдерживать полную длительность ноты; иногда имеется в виду легкое превышение длительности.


Terraced dynamics

(англ.) – внезапные смены динамического уровня, типичные для музыки барокко.


Tutti

все вместе; в барочной ансамблевой музыке термин относится ко всем исполнителям, включая солирующие партии; в более поздней оркестровой музыке термин относится к разделам, исполняемым всем оркестром.


V

Vivace

обозначение темпа и выразительности: быстро, живо.


Y

Yardo

широкий, өте жай, кең, шалқыта.


Ы

Ырғақ

дыбыстардың әр түрлі ұзақтық ара қатынасы.


Ә

Ән

үнділік, көркемдік қасиеттері бар әуеннен құралады



Страница:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  ...  12  (Далее)
  Все