Глоссарий музыкальных терминов и определений
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
A |
---|
A cappellaтермин, относящийся к хоровой музыке, предназначенной для исполнения без инструментального сопровождения. | ||
A tempoвозвращение к первоначальному темпу после его изменения. | ||
Acce Merandoускоряя, шығарманың шапшаңдығын жылдамдату; | |
Adagio1) обозначение темпа: медленно (медленнее, чем анданте, но подвижнее, чем лярго); 2) часть произведения или отдельная пьеса в данном темпе. | ||
Adagissimoобозначение темпа: очень медленно. | ||
Affettuosoобозначение выразительности: «с чувством». | ||
Agitatoобозначение выразительности: «взволнованно». | ||
Alla breve | ||
Allarandoрасширяя, замедляя, шығарманың шапшаңдығын кеңейту, жайлату; | |
Allargando«расширяя». Обозначение, относящееся одновременно и к темпу (некоторое
замедление), и к выразительности (подчеркивание каждого звука). | ||
Allegretto1) обозначение темпа: медленнее, чем allegro, и скорее, чем andante; 2) достаточно подвижная небольшая пьеса или часть цикла. | ||
Allegro«весело, радостно»; 1) обозначение темпа: скоро; 2) пьеса в темпе
аллегро, часть цикла, первая часть классического сонатно-симфонического
цикла (сонатное аллегро). | ||
Andante1) обозначение темпа: умеренно; 2) пьеса в темпе анданте или часть цикла. | ||
Andantino1) обозначение темпа: подвижнее, чем andante; 2) небольшая пьеса в темпе andante или часть цикла. | ||
Animatoобозначение выразительности: «одушевленно». | ||
AnticipationAnticipation (англ.) – 1) звук, исполняемый чуть раньше ритмической доли, к которой он относится; 2) исполнение одного из тонов аккорда чуть раньше, чем
самого аккорда. | |
Arcoбуквально «смычок»: указание coll'arco для исполнителей на струнных инструментах – играть смычком, а не пиццикато. | ||
Assai«очень»; например, adagio assai – очень медленно. | ||
Attacca1) указание в конце какой-либо части, предписывающее начинать следующую часть без перерыва; 2) отчетливость, ясность, с которой берет тон
солист, или точность, четкость одновременного вступления участников
ансамбля, оркестра, хора. | ||
B |
---|
Basso continuo(также генерал-бас, цифрованный бас) – «непрерывный, общий бас»:
традиция музыки эпохи барокко, в соответствии с которой нижний голос в
ансамбле исполнялся мелодическим инструментом соответствующего диапазона
(виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент
(клавишный или лютневый) дублировал эту линию вместе с аккордами,
которые обозначались в нотах условной цифровой записью, подразумевавшей
элемент импровизации. | ||
Basso ostinatoбуквально «постоянный бас»: краткая музыкальная фраза в басу,
повторяемая в течение всей композиции или какого-либо ее раздела, при
свободном варьировании верхних голосов; в старинной музыке этот прием
особенно типичен для чаконы и пассакальи. | ||
BatteryBattery (англ.) – ударная группа в симфоническом или духовом оркестре. | |
BeatBeat (англ.) – ритмическая пульсация, ритмическая акцентность. | |
Bel cantoстиль пения, связанный с итальянской оперой; красота звукоизвлечения и
техническое совершенство преобладают в нем над драматической
выразительностью. | ||
Blue noteBlue note (англ.) – в джазе исполнение третьей или седьмой ступени в мажоре с легким понижением (термин связан с жанром блюза). | |
BopBop (англ.) – один из джазовых стилей: связанный с небольшим ансамблем, он был популярен в конце 1940-х годов. | |
BurdenBurden (англ.) – рефрен или отдельное хоровое произведение, распевающееся на лишенные смысла слоги. | |
C |
---|
Cantus firmusCantus firmus (лат.) (кантус фирмус) – буквально «прочный напев»: ведущая мелодия, часто заимствованная, которая составляет основу полифонической композиции. | ||
Cantus planusCantus planus (лат.) (кантус планус) – ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала. | ||
Con brioобозначение выразительности: «живо». | ||
Con fuocoобозначение выразительности: «с огнем». | ||
Con motoобозначение темпа и выразительности: «с движением». | ||
Concertatoстиль, характерный для музыки эпохи барокко и подразумевающий «соревнование» групп оркестра, хоров и т.д. | ||
Cornettoдеревянный или медный духовой инструмент эпохи позднего Возрождения и
барокко, предшественник корнета; имеет конический ствол, чашеподобный
мундштук, хроматический звукоряд. | ||
Crescendoобозначение динамики: постепенное усиление громкости. Обозначается также вилочкой . | ||
D |
---|
Da capo«с начала»; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C. | ||
Dal segno«начиная от знака»; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака ; сокращенно D.S. | ||
Decrescendo | ||
Diminuendoдинамическое указание, аналогичное decrescendo. | ||
Divisiуказание для участников ансамбля, предупреждающее о разделении партии на несколько самостоятельных голосов. | ||
Dolceуказание выразительности: «нежно», «ласково». | ||
Dolorosoуказание выразительности: «скорбно». | ||
G |
---|
GebrauchsmusikGebrauchsmusik (нем.) – 1) направление в музыке (преимущественно немецкой) 20 в., которое сознательно ориентировалось на исполнительские и вкусовые запросы любительского музицирования; 2) прикладная, функциональная музыка (например, танцевальная музыка, театральная музыка, киномузыка и т.п.). | |
Gentoмедленно, жай | |
GesammtkunstwerkGesammtkunstwerk (нем.) – «совокупное произведение искусства»: термин, предложенный Р. Вагнером и подразумевающий единство сценического действия, музыки и художественного оформления в его музыкальной драме. | |
Giocosoвесело, игриво. | ||
Glissandoисполнительский прием при игре на инструментах, заключающийся в легком
скольжении пальца по струне вдоль грифа у струнных, в скольжении одного
или нескольких пальцев по клавиатуре (чаще всего по белым клавишам) и
т.д. | ||
Grand opéraGrand opéra (франц.) – «большая опера»: жанр французской оперы 19 в., отличавшийся крупными масштабами, яркой драматургией, зрелищностью. | ||
Graveобозначение темпа и выразительности: медленно, торжественно. | ||
I |
---|
Idée fixeIdée fixe (франц.) – буквально «навязчивая идея»: термин,
связанный прежде всего с симфонической музыкой Г. Берлиоза и
обозначающий присутствие в произведении сквозной темы, ассоциирующейся с
внемузыкальными понятиями (например, тема возлюбленной в Фантастической симфонии, тема Гарольда в симфонии Гарольд в Италии). | ||
K |
---|
KlangfarbenmelodieKlangfarbenmelodie (нем.) – понятие, относящееся к сфере додекафонии, в частности к творчеству А. Шёнберга и его последователей: каждая нота или каждый краткий мотив в партитуре предназначаются разным инструментам. | |
L |
---|
L'istesso tempo«в том же темпе»: обозначение указывает, что темп сохраняется, даже если в дальнейшем употребляются иные нотные длительности. | ||
Larghetto1) обозначение темпа: медленно, но несколько подвижнее, чем лярго; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе. | ||
Largoбуквально «широко»: 1) обозначение темпа; в общепринятом смысле – самый медленный темп из возможных; 2) пьеса или
часть цикла в данном темпе. | ||
Legatoобозначение выразительности: связно, без разрывов между звуками. | ||
Leggieroобозначение выразительности: легко, грациозно. | ||
Lentoобозначение темпа: медленно. | ||
LiedLied (нем. «песня») – термин, относящийся к романсовой лирике немецких композиторов 19 в. | |
M |
---|
Ma non troppoне слишком; allegro ma non troppo – не слишком быстро. | ||
Marcatoобозначение выразительности: отчетливо, с ударением. | ||
Mene – Mossoменее подвижно, жайлата; | |
Meno«менее»; meno mosso (мэно моссо) – обозначение темпа: спокойнее, не так быстро. | ||
Mezza voceвполголоса | ||
Mezzo forteне очень громко. | ||
Moderatoобозначение темпа: умеренно, между andante и allegro. | ||
Moltoочень; обозначение темпа: molto adagio – обозначение темпа: очень медленно. | ||
Musica fictaраспространенная в эпоху позднего Средневековья и раннего Возрождения
практика, следуя которой при исполнении в музыку вносились хроматические
альтерации, отсутствующие в записанном нотном тексте – с целью избежать
диссонантного интервала тритона или повысить VII ступень (вводный тон) | ||
Musique concrèteMusique concrète (франц.) – одно из направлений в музыке 20 в.,
зародившееся во Франции: здесь в качестве основного материала
используются как музыкальные, так и природные звучания, записанные на
пленку и подвергающиеся затем разного рода акустическим и прочим
трансформациям. | |
N |
---|
Non troppoне слишком; allegro ma non troppo – обозначение темпа: не слишком быстро. | ||
O |
---|
Obligato1) в музыке 17 и 18 вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном
произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира. | ||
Opus(лат. opus, «произведение»; сокращенно – ор.): обозначение употребляется
композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому
номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом)
произведений данного автора. | ||
Ostinatoмногократное повторение мелодической или ритмической фигуры,
гармонического оборота, отдельного звука (особенно часто – в басовых
голосах). | ||
P |
---|
Patter song(англ.) – юмористическая песня, в которой слова положены на простую
мелодию, состоящую из многократного повторения одних и тех же звуков;
слова при этом должны произноситься быстро и отчетливо. | |
Perpetuum mobile(лат. «вечное движение»): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца. | ||
Pesanteобозначение выразительности: тяжело. | ||
Pianissimoочень тихо; сокращенно: pp. | ||
Pianoтихо; сокращенно: p. | ||
Pitenutoзамедляя, шығарманың шапшаңдығын жайлату; | |
Piu- больше; piu allegro – обозначение темпа: быстрее. | ||
Pizzicatoщипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами. | ||
Portamentoскользящий переход от одного звука к другому, используемый в пении и игре на струнных. | ||
Portatoспособ звукоизвлечения, между legato и staccato. | ||
Prestissimoобозначение темпа: исключительно быстро; быстрее, чем presto. | ||
Prestoобозначение темпа: очень быстро. | ||
Puu – Mossoболее подвижно, жылдамдата; | |
Q |
---|
QuasiQuasi (квази) – как, подобно; quasi marcia – как марш. | ||
Quodlibetшуточная музыкальная пьеса, объединяющая несколько известных мелодий, часто заимствованных из народных или популярных песен. | ||
R |
---|
Rallentandoобозначение темпа: постепенно замедляя. | ||
Ripienoв инструментальной музыке эпохи барокко обозначение игры всего оркестра; то же, что tutti. | ||
Ritardandoобозначение темпа: постепенно замедляя. | ||
Ritenutoобозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более коротком отрезке, чем ritardando. | ||
Rubatoгибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения, отклонения от
равномерного темпа с целью достижения большей выразительности. | ||
S |
---|
Scherzandoигриво. | ||
Scordaturaвременное изменение обычной настройки струнного инструмента. | ||
Segueпродолжать, как раньше: указание, которое, во-первых, заменяет указание
attacca (т.е. предписывает исполнять следующую часть без перерыва), а
во-вторых, предписывает продолжать исполнение в той же манере, что и
раньше (в этом случае чаще употребляется обозначение sempre). | ||
Semibreveцелая нота. | ||
Sempliceобозначение выразительности: просто. | ||
Sempreпостоянно, всегда; sempre pianissimo – все время очень тихо. | ||
Senzaбез; senza sordino – снять сурдину. | ||
Sforzando | ||
Soloкомпозиция или ее фрагмент для одного исполнителя или для солиста из ансамбля, оркестра и т.д. | ||
Sostenutoобозначение выразительности: сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу. | ||
Sotto voceобозначение выразительности: «вполголоса», приглушенно. | ||
Spiritosoс воодушевлением. | ||
Staccatoотрывисто: манера звукоизвлечения, при которой каждый звук как бы отделяется паузой от другого; противоположный способ звукоизвлечения – legato (легато), связно. Staccato обозначается точкой над нотой. | ||
Stile rappresentativoоперный стиль начала 17 в., основной принцип которого состоит в том, что
музыкальное начало должно быть подчинено выражению драматических идей
или отражать содержание текста. | ||
Sul ponticelloбуквально «на подставке»: указание исполнителю на струнном инструменте
играть рядом с подставкой для извлечения более сильного, блестящего
звука. | ||
Sul tastoбуквально «на грифе»: указание исполнителю на струнном инструменте
играть у грифа для извлечения более мягкого, прикрытого звука. | ||
T |
---|
Tempus perfectum(лат.) – обозначения трехдольного и двудольного размеров в эпохи позднего Средневековья и Возрождения. | ||
Tenutoвыдержанно: обозначение предписывает выдерживать полную длительность ноты; иногда имеется в виду легкое превышение длительности. | ||
Terraced dynamics(англ.) – внезапные смены динамического уровня, типичные для музыки барокко. | |
Tuttiвсе вместе; в барочной ансамблевой музыке термин относится ко всем
исполнителям, включая солирующие партии; в более поздней оркестровой
музыке термин относится к разделам, исполняемым всем оркестром. | ||
V |
---|
Vivaceобозначение темпа и выразительности: быстро, живо. | ||
Y |
---|
Yardoширокий, өте жай, кең, шалқыта. | |
Ы |
---|
Ырғақдыбыстардың әр түрлі ұзақтық ара қатынасы. | |
Ә |
---|
Әнүнділік, көркемдік қасиеттері бар әуеннен құралады | |