Глоссарий музыкальных терминов и определений
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
М |
---|
Мадригал1) светский вокальный двух- или трехголосный жанр в итальянской музыке 14 в.; 2) светская многоголосная хоровая пьеса в Италии и Англии в 16 и
начале 17 вв. | |
Мажорлық ладашық, көңілді, салтанатты сезімді білдіреді. | |
Мануалклавиатура; в русском языке обычно относится к клавиатурам органа и клавесина. | |
МедиантаIII ступень звукоряда: например, ми в до мажоре. | |
Мелизмы1) мелодические отрывки или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. Мелизматический стиль характерен для старинного церковного пения разных традиций (византийского, григорианского, древнерусского и т.д.); 2) небольшие мелодические украшения в вокальной и инструментальной
музыке, обозначаемые особыми условными знаками или мелкими нотами. | ||
Мелкая нотанота (или группа нот), записывающаяся более мелко, чем остальные. Такая запись может иметь два значения: 1) в музыке, созданной до 19 в., а иногда и позже, «мелкая нота» представляла собой украшение, не имеющее собственной ритмической длительности, а заимствующее, «отнимающее» ее из последующей длительности; в русском языке в этом случае употребляется заимствованный термин «форшлаг»; 2) в музыке 19 в., особенно в
сочинениях Листа, Шопена и Антона Рубинштейна, серии «мелких нот» часто
употребляются в каденциях и подобных им по стилю фразах, причем пассаж в
целом имеет некоторую обозначенную протяженность (например, такт или
два такта и т.д.), а длительность каждой из «мелких нот» определяется
исполнителем (обычно такие пассажи исполняются rubato, т.е. «свободно»). | |
Мелодиямузыкальная мысль, выраженная одноголосно и имеющая определенный высотный и ритмический контур. | |
Метрритмическая форма, состоящая из чередования ударных и безударных
(сильных и более слабых) долей, подобно стопе в поэзии. Основные типы:
двудольный метр (с одной ударной и одной безударной долей в такте) и
трехдольный метр (с одной ударной и двумя безударными долями в такте). | |
Метра и размера обозначенияметр обычно обозначается двумя цифрами, выставляемыми в начале нотной
записи: верхняя цифра показывает количество долей в такте, нижняя –
ритмическую единицу счета. Так, размер 2/4 показывает, что такт имеет
две доли, каждая по четверти. | |
Метрономмеханический прибор для определения темпа произведения, изобретен в 19 в. | |
Меццо-сопраноженский голос средней высоты, между сопрано и контральто. | |
Микротонинтервал меньше, чем полутон (в темперированном строе). | |
Минимализммузыкальный стиль второй половины 20 в., основанный на длительном
повторении, возможно, с небольшими изменениями, весьма лаконичного
музыкального материала. | |
Минорлық ладжұмсақ, мұңды,ұяң, ой туғызады. Лад башқыштары жетеу болады. | |
Модальностьспособ звуковысотной организации, в основе которого лежит принцип звукоряда – в отличие от тонального мажоро-минорного принципа. Термин
применяется к старинной церковной монодической музыке разных традиций, а
также к восточным и фольклорным культурам (в этом случае термину
«модальность» может соответствовать термин «ладовость»). | |
Модуляцияв мажоро-минорной системе смена тональности. | |
Монодия1) сольное или одноголосное хоровое пение без аккомпанемента; 2) стиль
итальянской музыки начала 17 в., для которого типично преобладание
мелодии над простым аккордовым сопровождением. | |
Мордент | |
Мотивкраткая мелодико-ритмическая фигура, наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы произведения. | |