Глоссарий музыкальных терминов и определений


Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  (Далее)
  Все

М

Мадригал

1) светский вокальный двух- или трехголосный жанр в итальянской музыке 14 в.; 

2) светская многоголосная хоровая пьеса в Италии и Англии в 16 и начале 17 вв.


Мажор и минор

термины употребляются: 

1) для обозначения качества определенных интервалов (секунд, терций, секст, септим) – например, может быть две терции: мажорная, или большая (до – ми) и минорная, или малая (до – ми-бемоль), т.е. мажорный интервал на полутон шире, чем соответствующий минорный; 

2) для обозначения двух основных типов трезвучий и построенных на них аккордов: трезвучие, первым интервалом которого является мажорная терция – мажорное (до – ми – соль), трезвучие с минорной терцией в основе – минорное (до – ми-бемоль – соль)

3) для обозначения двух наиболее распространенных звукорядов в европейской музыке после 1700 – мажорного (с большой терцией между I и III ступенями) и минорного (с малой терцией между I и III ступенями). Мажорный звукоряд от ноты до имеет вид: до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до. Минорный звукоряд имеет три формы: натуральный минор, в котором полутоновые соотношения образуются между II и III и между V и VI ступенями, а также гармонический и мелодический миноры, в которых изменяются (альтерируются) VI и VII ступени


Мажорлық лад

ашық, көңілді, салтанатты сезімді білдіреді.


Мануал

клавиатура; в русском языке обычно относится к клавиатурам органа и клавесина.


Медианта

III ступень звукоряда: например, ми в до мажоре.


Мелизмы

1) мелодические отрывки или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. Мелизматический стиль характерен для старинного церковного пения разных традиций (византийского, григорианского, древнерусского и т.д.); 

 2) небольшие мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке, обозначаемые особыми условными знаками или мелкими нотами.


Мелкая нота

нота (или группа нот), записывающаяся более мелко, чем остальные.

 Такая запись может иметь два значения: 

1) в музыке, созданной до 19 в., а иногда и позже, «мелкая нота» представляла собой украшение, не имеющее собственной ритмической длительности, а заимствующее, «отнимающее» ее из последующей длительности; в русском языке в этом случае употребляется заимствованный термин «форшлаг»; 

2) в музыке 19 в., особенно в сочинениях Листа, Шопена и Антона Рубинштейна, серии «мелких нот» часто употребляются в каденциях и подобных им по стилю фразах, причем пассаж в целом имеет некоторую обозначенную протяженность (например, такт или два такта и т.д.), а длительность каждой из «мелких нот» определяется исполнителем (обычно такие пассажи исполняются rubato, т.е. «свободно»).


Мелодия

музыкальная мысль, выраженная одноголосно и имеющая определенный высотный и ритмический контур.


Метр

ритмическая форма, состоящая из чередования ударных и безударных (сильных и более слабых) долей, подобно стопе в поэзии. Основные типы: двудольный метр (с одной ударной и одной безударной долей в такте) и трехдольный метр (с одной ударной и двумя безударными долями в такте).


Метра и размера обозначения

метр обычно обозначается двумя цифрами, выставляемыми в начале нотной записи: верхняя цифра показывает количество долей в такте, нижняя – ритмическую единицу счета. Так, размер 2/4 показывает, что такт имеет две доли, каждая по четверти.


Метроном

механический прибор для определения темпа произведения, изобретен в 19 в.


Меццо-сопрано

женский голос средней высоты, между сопрано и контральто.


Микротон

интервал меньше, чем полутон (в темперированном строе).


Минимализм

музыкальный стиль второй половины 20 в., основанный на длительном повторении, возможно, с небольшими изменениями, весьма лаконичного музыкального материала.


Минорлық лад

жұмсақ, мұңды,ұяң, ой туғызады. Лад башқыштары жетеу болады.


Модальность

способ звуковысотной организации, в основе которого лежит принцип звукоряда – в отличие от тонального мажоро-минорного принципа. 

Термин применяется к старинной церковной монодической музыке разных традиций, а также к восточным и фольклорным культурам (в этом случае термину «модальность» может соответствовать термин «ладовость»).


Модуляция

в мажоро-минорной системе смена тональности.


Монодия

1) сольное или одноголосное хоровое пение без аккомпанемента; 

2) стиль итальянской музыки начала 17 в., для которого типично преобладание мелодии над простым аккордовым сопровождением.


Мордент

украшение (мелизм), обозначаемое как 1001911_image024.gif(1001911_image026.gif) или 1001911_image028.gif(1001911_image030.gif) и состоящее в быстром движении на одну ступень вверх или вниз и немедленном возвращении; возможен также двойной мордент вверх и вниз.


Мотив

краткая мелодико-ритмическая фигура, наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы произведения.



Страница:  1  2  (Далее)
  Все